Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822)

В живописи Левицкого с наибольшей яркостью раскрылись реалистические тенденции русского искусства XVIII века.

В 1770 году на выставке в Академии художеств было представлено 5 портретов, написанных малоизвестным Левицким. В них уже в полной мере проявился огромный талант молодого художника. В этих ранних работах обнаруживаются реалистическая направленность Левицкого, стремление к объективной и правдивой характеристике, способность глубоко проникать во внутренний мир изображаемого человека и вместе с индивидуальными выделять социальные и типические черты образа. Выставка принесла признание и огромное количество заказов.

К их числу шедевров относятся портреты «смолянок», воспитанниц Смольного института(инст. Благородных девиц). Институтки изображены во весь рост на фоне условного декоративного пейзажа или пышных занавесей, ниспадающих тяжелыми широкими складками. Этим приемом художник подчеркивает, что предметом изображения является здесь не реальная жизнь, а театр. Портреты составляют цельный и замкнутый цикл, объединенный не только внешне, при помощи декоративных приемов. По силе художественного выражения и по уровню мастерства «Смолянки» принадлежат к числу самых совершенных созданий русского и мирового искусства той эпохи.

Левицкий не льстит своим персонажам, не приукрашивает их некрасивых лиц и даже намеренно подчеркивает угловатую неловкость их движений.

1770-1780-е годы - время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского Двора.

с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Академии художеств.

Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годов преобладают различные варианты парадных портретов. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде — в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа.(портреты Екатерины 2, портрет Кокоринова - архитектор).

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825)

В молодости учился иконописи под руководством отца. Со 2-й пол. 1790-х Б. становится известным портретистом. В его творчестве преобладает камерный портрет.

В 1790-х годах Рокотов уже перестал работать и лучшая пора творчества Левицкого подходила к концу. Место ведущего русского портретиста перешло к Боровиковскому.

Поворот 1790-х годов связан с литературным и художественным течением, известным в истории искусств под названием сентиментализма. Поэты и теоретики нового направления призывали к изображению «естественной, неукрашенной природы» и «истинных чувств», не похожих на условные, выработанные классицизмом представления о характерах и страстях. Содержанием художественных произведений отныне становятся события повседневной жизни, в которых могло и не быть ни героизма, ни возвышенности, ни пафиса. Но в сентиментализме был повышенный интерес к человеческой личности, внимание к внутренней душевной жизни человека.

Боровиковский изображал на своих портретах “частного” человека; окутанные легкой дымкой модели Боровиковского пребывают в состоянии томного упоения гармонией своей внутренней жизни и окружающей их природы.

портрет М. И. Лопухиной считается шедевром и отражением живописи того периода. Окружением фигуры Лопухиной служит пейзаж, внимание художника чуть ли не впервые в русском искусстве привлекают здесь типические особенности национального русского пейзажа — белые стволы берез, васильки, золотистые колосья ржи, колорит легкий и воздушный.

 

 

32. Архитектура русского классицизма ХVIII века (Ж.-Б.Валлен-Деламот, В.И. Баженов, М.А.Казаков).

Активная политика Петра 1 сделала Россию одним из могущественных государств Европы. Елизавета 2 продолжила политику расширения связей с Западной Европой. При ней во дворе был принят стиль неоклассицизма.

В развитии классицизм проходит 3 сэтапа: ранний (60-80г.), зрелый (80-90г.), поздний (90-30г.19в.).

Преодолев пышность барокко, его внешнюю парадность эти мастера достигают глубокой выразительности строгостью и простотой. Первым вестником новых идей в архитектуре был в России французский архитектор Валлен-Деламот. Обучался в Риме, в 1759г. был приглашен в Россию для преподавания в новосозданной петербургской Академии художеств.

Творчество Деламота имело большое значение для русской архитектуры: Деламот оказал большое влияние не только на своих учеников Баженова и Старова, но и на других архитекторов работающих в Петербурге. В Петербурге Деламот наряду с педагогической деятельностью выступал как строитель - практик. Здания Деламота уже не являются дворцовыми усадьбами, Деламот почти не вводит скульптурных украшений в отделку основных стен. Помимо участия в разработке проекта здания Академии художеств, Деламот выполнил ряд построек. Наиболее значительные из них - дворец Чернышева, Малый Эрмитаж на набережной Невы Со второй половине ХVIII века начинается расцвет московского строительства.