Тей-Амарнский период

Новое царство.

Культура и искусство процветают во время 18 династии.

Пирамиды еще появляются, но являются символическими. Теперь их может позволить чиновники и ремесленники.

Развиваются храмовые постройки.

Одним из наиболее ранних храмов является храм царицы Хатшепсут (конец 16 в. до н. э.), построенный архитектором Сенмутом недалеко от храма фараона Ментухотепа I. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Храм состоит из трех террас, возвышающихся друг над другом и соединенных пандусами, колонные залы прямоугольной формы высечены в скале. В святилище стояло свыше двухсот статуй. На всех статуях переданы ее портретные черты.

Для храмов Нового царства, каково бы ни было их различие в деталях, характерно четкое разделение на три части:

- открытый двор, окруженный колоннами,

- колонный зал,

- святилище.

Часто в храмах было несколько колонных залов и подсобных помещений (библиотека, кладовые и др.) Колонны сохраняют свой «растительный» характер. На стенах по-прежнему рельефы, чаще всего изображающие победоносных царей в сражениях и на охотах. Рельефы достигают огромных размеров.

Яркими примерами храмов первой половины нового царства являются храм в Карнаке и храм в Луксоре.

Тей-Амарнский период

Аменхотеп IV в начале 14 в. до н. э. провел большую реформу: он уничтожил культы многочисленных богов и заменил их поклонением одному божеству — солнечному диску Атону. В связи с этим свое имя он изменил на Эхнатон («Дух Атона»), столицу перенес из Фив в специально построенный город в Среднем Египте — Ахетатон.

Архитектура Амарны Храмы строились, как и прежде, но уже без многоколонных залов, т. к. культовые церемонии совершались теперь на открытом дворе.

Скульптура Амарны. Скульпторы стали создавать портреты по гипсовым маскам, снятым с умерших и живых людей. Для достижения впечатления наибольшей жизненности начали даже делать статуи из разных материалов: закрытые одеждой части — из известняка, а лица и руки — из кристаллического песчанника. Рельефы и росписи Амарны также характеризуются жизненностью, естественностью.

Вскоре после смерти Эхнатона, при его преемнике Тутанхамоне, последним фараоном XVIII династии состоялся не менее значимый религиозный переворот. Это было возвращение традиционной египетской культуры и возвращением фиванского жречества к управлению страной.

Разнообразнейшие образцы изделий художественного ремесла поздней Амарны дали раскопки гробницы фараона Тутанхамона. Особенно интересна портретная маска фараона со вставками из лазурита на головном платке, различных самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье. Новой чертой является и более богатая цветовая гамма.

Искусство второй половины Нового царства.

В годы правления XIX династии в Египте наступил новый политический и экономический подъем в результате успешных походов фараонов Сети I и Рамсеса II, вернувших утраченную в период правления 18 династии часть египетских владений в Передней Азии и укрепивших господство Египта в Нубии.

Фивы остались официальной столицей государства.

Продолжает развиваться тип храма, врубленного в скалу. Наиболее ярким примером является пещерный храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле, высеченный глубоко в скале. Этот храм почти не отличается по плану от наземных храмов и также подавляет колоссальными размерами. Особенно велики портретные статуи фараона по сторонам входа (20 м в высоту).

Скульптуры в храмах по-прежнему помещают перед пилонами и между колонн. Новые черты скульптуры - нарядность, идеализация образов.

В 13—начале 11 в. до н. э. длительные войны привели к ослаблению экономики Египта.

Около 1050 г. до н. э. Египет разделился на две части — северную во главе с номархами Таниса и южную со столицей в Фивах. Сложная историческая обстановка не способствовала развитию искусства.

В 332 г. до н. э. Египет захватывает Македония и вводит греческую культуру.

возвращение традиционной египетской культуры и возвращением фиванского жречества к управлению страной.

Разнообразнейшие образцы изделий художественного ремесла поздней Амарны дали раскопки гробницы фараона Тутанхамона. Особенно интересна портретная маска фараона со вставками из лазурита на головном платке, различных самоцветов, фаянса и стекла на ожерелье. Новой чертой является и более богатая цветовая гамма.

 

 

4. Культура Месопотамии (Шумер и Аккад, Вавилон и Ассирия).

Территория Передней Азии включает в себя: Междуречье - долину рек Евфрата и Тигра, (греки называли Месопотамией), полуостров Малая Азия и примыкающие к нему горные районы, восточное побережье Средиземного моря, Иранское и Армянское нагорья.

Шумеры и аккадцы - два древних народа, которые создали культурный облик Междуречья IV-III тысячелетий до н. э.

Шумеры 4-3тыс до н.э. Каждый город был отдельным государством со своим правителем и армией. Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Распространённым типом скульптуры был адорант - статуя молящегося - фигурка сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека. Тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали.

Памятников сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства, поэтому строили из необожженного кирпича. Самыми значительными из дошедших построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке.

Храм строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы. Храм представлял низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором, не имел окон. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, украшались рельефами, повествовавшими об исторических событиях в жизни города и повседневных делах. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других.

До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией.

Искусство Аккадцев24-20вв.до н.э. В конце 24 в. до н. э. Саргон Великий, правитель аккадцев объединил Аккадское и Шумерское государство. Аккадцы бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства.

Появилась новая форма храма – зиккурат - ступенчатая пирамида, прямоугольная в плане, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата окрашивали в чёрный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - "лестницы в небо" - проста и понятна во все времена

Памятников изобразительного искусства сохранилось очень мало. Примером является Бронзовая голова Аккадского правителя Саргона - образ богочеловека, мастер стремился воплотить образ идеального правителя и воина. Силуэт скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно

Искусство Вавилона 20-17вв. до. н.э. В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур.

Период с 20 по 17вв. до н. э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Междуречья в это время был Вавилон. Его правитель Хаммурапи после ожесточенной борьбы вновь создал на этой территории сильное централизованное государство — Вавилонию.

Известность имеет двухметровая стела «Кодекс Хаммурапи». Она содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части стелы находится рельефное изображение царя Хаммурапи, предстоящего перед богом солнца Шамашем, который отдает атрибуты власти царю. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов.

Ассирийская культура 800тыс.- 7в дон.э. Ок. 800г.дон.э. Ассирийцы имея хорошую армию, создали большую империю. В знак победы вывезли Обелиски из Египта.

Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду — крылатых быков с человеческими головами и крыльями птицы. Они являлись символами защиты от врагов. Примером такого города является Дур-Шаррукин.

Дворец украшали рельефы, прославляющие царя, военные походы.

Фигуры людей выполнены в условном стиле: голову, нижнюю часть торса, ноги и одно плечо — в профиль, другое плечо — анфас. Тщательно прорабатывались мельчайшие детали — завитки волос, складки одежды, мускулы.

В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили ее давние противники — Мидия и Вавилония.