Вещное право. Владение

Res – вещь – этим понятием охватывались не только вещи как материальные предметы, но и юридические отношения и права.

R. Corporales - вещи телесные и r. Incorporales – вещи бестелесные. Гай так определяет эти виды вещей: «некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом» (гай, 2.12-14).

R. Sacra - вещи священные, посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы

R. Sanctaе - вещи святые, священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом - городские стены и ворота, межи

R. Religiosae - вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.

R. Mancipi – вещи манципируемые и r. Nec mancipi – вещи неманципируемые. В праве юстиниана это деление уже утратило значение. К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты. Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio).

possessio – владение - фактическое господство лица над вещью соединённое с намерением относиться к вещи как к своей. Содержит два элемента: субъективный и объективный:

animus possidendi (субъективный элемент владения ) – намерение или воля владеть вещью как своей;

corpus possessionis (объективный элемент владения) – реальное господство над предметом владения.

Detentio - держание. Держатель, как и владелец, имеет corpus possidendi (сама вещь), но у него нет, и не может быть animus possidendi. (например, арендатор).

Bonae fidei possesio - добросовестное владение. Владелец не знает и не должен знать, что он не имеет права владеть вещью (например, приобрел по договору на рынке ворованную вещь).

Malаe fidei possessio – недобросовестное владение. Владелец знает или должен знать, что его владение незаконное (например, владение вора).

Causa possessionis - основание владения - факты, на которых основывается владение лица.

Traditio – способ установления владения – простая передача владения.

Tradito brevi manu- передача короткой рукой - имеет место, когда держатель с согласия прежнего владельца сам становится владельцем (например, наниматель выкупает вещь у наймодателя). Вещь уже находилась у держателя, и материального акта передачи владения от наймодателя к нанимателю не происходит. Как пишут римляне, "иногда достаточно даже одной голой воли собственника без передачи владения, чтобы перенести владение вещью" (д. 41.1.9.5).

Traditio longa manu - передача длинной рукой - отчуждатель указывает приобретателю на вещь с целью передачи владения, не передавая вещь из рук в руки (продавец земельного участка передаёт его покупателю, указывая на него с башни).

Possessorium – посессорная (владельческая) защита. Она осуществлялась не в форме судебного разбирательства, а посредством приказов претора - интердиктов, которые давали ход особому интердиктному производству, т.е. Носила административный характер. Посессорная защита не решала вопрос о правовом основании владения, а защищала лишь фактическое состояние (кто владел и кто нарушил). Здесь не было спора о праве и не разрешалось ссылаться на право в возражениях на иск.

Petitorium – петиторная (исковая) защита. В отличие от посессорной защиты при петиторной защите решался спор о праве.

Interdictum retinendae possesiоnis - интердикт об удержании, сохранении владения:

i. Uti possidetis– интердикт в защиту недвижимости;

i. Utrubi – интердикт в защиту движимых вещей. Название давалось по первым словам интердиктов (uti – «как вы владеете теперь»; utrubi – «кого из двух»). Гай в своих институциях приводит главные редакции этих двух интердиктов: «я запрещаю насилие, чтобы вы владели так же, как вы владеете» (интердикт uti). «запрещаю всякое насилие и требую, чтобы этот раб, о котором идет спор, остался у того, у кого он пробыл большую часть этого года» (гай, 4.160). При юстиниане защита движимых вещей была приравнена к защите недвижимых, и интердикт «utrubi» утратил свое значение (i. 4.15.4а).

Оба интердикта содержат возражение о порочном владении – «если вы начали владение не силой, не тайно, не прекарно один от другого». Защиту выигрывал «правильный» владелец, кто не имел пороков в своем владении, кто не захватил вещь силой (vi), тайно (clam) или прекарно (в процессе пользования до востребования) по отношению к другой стороне спора. Если эти пороки владения имелись в отношении третьих лиц, не участвовавших в процессе, они в расчет не принимались.

Interdictum recuperandae possessionis - интердикт о возврате владения:

i. Unde vi –дается юридическому владельцу недвижимости, насильственно (vi) лишенному владения. Законный владелец, отбивший свой участок, используя вооруженный отряд, должен восстановить владение, в том числе и порочному владельцу, который сам отнял участок силой.

i. De precario - давался лицу, предоставившему вещь другому в прекарное пользование (т.е. В бесплатное пользование до востребования), если лицо, взявшее вещь, не возвращало ее.

Interdictum adipiscendaepossessionis – интердикты об установлении владения впервые. Этот интердикт не относится собственно к защите владения. Он позволял новому преторскому владельцу (bonorum possessor, bonorum emptor) отстранить прежнего владельца от обладания вещью.

Гай так разъясняет сущность интердикта для получения владения владельцу наследственного имущества – «quorum bonorum»: «действие и сила его состоят в следующем: если кто владеет в качестве наследника или владельца имуществом, которое претор дал в обладание другому, или если кто посредством обмана завладел этим имуществом, то он обязан возвратить таковое тому, кому владение дано претором. Интердиктом для получения владения он называется потому, что он полезен только тому, кто теперь впервые добивается получить владение вещью» (гай, 4.144).

Actio in rem Publicianum - публицианов иск (по имени претора публиция) - предоставлялся добросовестному владельцу против любого нарушителя его владения, но не против собственника вещи. Иск давал владельцу право требовать возврата вещи, владение которой он утратил, так, как если бы он владел вещью по цивильному праву благодаря приобретательной давности. В иске предполагалась фикция, что давность уже истекла, хотя на самом деле она не истекла, т.е. Это был вещный иск с фикцией. Выигравший этот иск добросовестный владелец становился квиритским собственником. Этот иск давался лишь тому добросовестному владельцу, владение которого отвечало всем требованиям, необходимым для приобретения собственности по давности, за исключением истечения самого срока давности.