Маркетинговое исследование: цели, задачи, методы.

Маркетинговые исследования - это процесс сбора и анализ информации, с помощью которого определяются маркетинговые возможности и проблемы, отслеживаются проводимые маркетинговые операции, анализируется и поставляется заинтересованным лицам полученная полезная информация о рынке. Маркетинговые исследования — это целенаправленный процесс, имеющий начало и конец. Включает четыре этапа: 1.определение проблемы и постановка цели, 2.разработка плана исследования, 3.реализация этого плана, сбор данных и их анализ. 4. интерпретация и представление результатов руководству.

1 – определение проблемы и постановка цели – по своим целям маркетинговые исследования подразделяются на 3 типа: а) предварительные: собрать первоначальные данные, с помощью которых определяется проблема и предлагаются гипотезы. б) описательные: описать размер и структуру рынка. в) аналитические: проверить выдвинутую гипотезу о причинно-следственных связях.

2 – разработка плана исследования. Чтобы получить требуемую для менеджеров инфо, исследователи собирают инфо двух типов: первичную и вторичную.

Методы исследования. Основными методами, применяемыми в маркетинговом исследовании, являются наблюдения, интервью и эксперимент.

Наблюдение – Наблюдение — это сбор первичной информации о действиях определенных людей и определенных ситуаций с помощью наблюдения

Например, группа наблюдателей от сети предприятий питания может посетить соседний ресторан, чтобы изучить меню (цены, величину порций, внешний вид) и как обслуживают посетителей.

Интервью – лучший способ сбора инфо описательного характера. Интервью может быть структурированным – заранее подготовленные списки вопросов, требующие ответа (да или нет). Не структурированное интервью позволяет интервьюеру управлять опросом в зависимости от ответов, даваемых респондентом. Информацию от респондентов можно получать по почте, телефону и лично. С помощью почты, можно собрать большой объём информации. При очень не больших материальных затратах. При опросах по телефону- более быстрый метод сбора информации и более гибкий чем по почте. Интервьюер может сам выбирать респондентов, обладающих требуемыми характеристиками, но затраты выше, чем по почте. И личное интервью бывает индивидуальное и групповое.

Эксперимент – лучший способ сбора инфо аналитического характера. Суть эксперимента может состоять в том, чтобы подобрать группу однородных субъектов и, контролируя различные, не связанные между собой факторы, проследить разницу в реакциях индивидуумов на различное воздействие. Например, в схожих городах, начать продавать путёвки на один и тот же тур по разным ценам. Разница в сбыте должна быть напрямую связана с разницей в цене.

Вторичная инфо – собрана другими людьми, по другому случаю, для других целей.

3– реализация плана – процесс сбора, обработки и анализа нужной инфо.

4– интерпретация результатов иссл. и составление отчёта для представления руководству.