Понятие и виды коммуникаций.

Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования.

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении персоналом. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Эффективно работающие руководители — это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

Информация перемещается внутри организации с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким образом подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность.

Для координации задач и действий между множеством подразделений организации требуется обмен информацией между ними. Поэтому устанавливаются потоки информации между подразделениями по горизонтали. Так координируется деятельность рабочих групп по контролю за издержками, распределению ресурсов, новым методам производства, сбыту продукции. Руководители различных подразделений информируют друг друга о ходе внедрения новой техники. Кроме координации действий горизонтальные коммуникации способствуют установлению равноправных отношений между подразделениями, что положительно сказывается на работе всей организации.

 

 

29) Формирование корпоративной культуры на основе развития связей между подразделениями организации Корпоративная (организационная) культура организации может быть заложена основателем фирмы, может формироваться постепенно, по мере борьбы организации за выживание в окружающей среде, может быть создана менеджерами, поставившими себе такую задачу. Главным в культуре организации является то, что она способна уменьшить степень коллективной неопределенности, внести ясность в то, что ожидает членов коллектива, обеспечить целостность за счет ключевых ценностей и норм, осветить перспективу развития организации. Корпоративная культура организации это то, что для нее ценно, каковы стиль ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, а также в том, как определяется успех. Организационная культура оказывает самое непосредственное влияние на конечные результаты деятельности организаций и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность их функционирования. При этом, чем более эффективно используется организационная культура, тем более результативно осуществляется производственный процесс. Организационная культура складывается из следующих шести составляющих: философия, задающая смысл существования организации и ее отношение к сотрудникам и клиентам; доминирующие ценности, на которых базируется организация, которые относятся к целям ее существования либо же к средствам достижения этих целей; нормы, разделяемые сотрудниками организации и определяющие принципы взаимоотношений в организации;правила, по которым ведется "игра" в организации; климат, существующий в организации и проявляющийся в том, какова атмосфера в организации и как члены организации взаимодействуют с внешними лицами; поведенческие ритуалы, выражаемые в проведении в организации определенных церемоний, в использовании определенных выражений, знаков и т.п. Наиболее значимая характеристика организационной культуры: процессы, протекающие в организации (в том числе эффективность информационной системы организации, коммуникационная связь между сотрудниками и подразделениями, система принятия решений, правила и процедуры управления и т.д.). Процессы в организации протекают стихийно, нередки конфликты, как между подразделениями, так и между отдельными работниками. Очень важно бывает понять, как складывались и складываются отношения между разными подразделениями компании, Организационная культура – это совокупность общепринятых, утвердившихся на предприятии форм взаимоотношений между работниками в организации производственных процессов, а также система ценностей, норм, принципов, разделяемых всеми сотрудниками предприятия. Организационная культура выполняет ряд важнейших функций и включает ряд элементов, непосредственно влияющих на характер и эффективность деятельности компании. Рассмотрим некоторые из них. Организационная культура позволяет работникам осознать себя как некое целостное образование, отличное от других подобных образований (организаций). Именно организационная культура, объединяя людей в отделах и отделы в организации, делает возможным достижение общих целей, реализацию общих задач на основе определенных принципов деятельности. Внутри организации организационная культура способствует возникновению одинаковых взглядов и интересов, формирует чувство причастности к общему делу, обеспечивая таким образом прочность и долговечность структуры организации. Организационная культура определяет ценности и правила поведения в организации (взаимоотношения между отделами, взаимоотношения между сотрудниками, сотрудниками и клиентами, партнерами). Корпоративная культура – это специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела. Благодаря принятой организационной культуре Взаимодействие между подразделениями оценивается как взаимодействие, которое приводит к достижению необходимых результатов. Сотрудники в этом случае отмечают совпадение интересов при большинстве контактов с другими подразделениями компании и отмечают, что такое взаимодействие стимулирует к хорошей работе и эффективной деятельности. Противоречия возникают достаточно редко. Если противоречия все же случаются, это не отражается ни на результативности деятельности подразделений, участвующих во взаимодействии, ни на производственных взаимоотношениях. В целом отмечается удовлетворенность процессами взаимодействия, что, по оценкам сотрудников, способствует поддержке и развитию дальнейших взаимоотношений.

Корпоративная культура позволяет выйти на Высокий уровень сплоченности межгруппового взаимодействия указывающий на возможность сотрудников содействовать эффективной работе друг друга и при необходимости кооперироваться и направлять совместные усилия на решение производственных задач. Сотрудники организации могут работать как единая команда (коллектив). Их интересы часто совпадают, они достаточно хорошо относятся друг к другу, стремятся к поддержке и развитию таких отношений. Если возникают конфликты или противоречия, они легко справляются с ними, чаще всего благодаря совместным усилиям. Сплоченность обычно помогает развитию межгрупповых взаимоотношений и повышает эффективность их деятельности. Сплоченность групп в организации необходима в том случае, если она способствует результативности их деятельности и не снижает управляемости.