Виды и формы МПО государств (в индивидуальном порядке, в порядке коллективных ответных мер). Санкции в современном международном праве.

Различают два вида ответственности государств: материальная и политическая

Формы возмещения вреда. Вред должен быть возмещен в полном объеме, и возмещение вреда осуществляется в форме:

1) Реституции. Государство, несущее ответственность за международно-противоправный акт обязано осуществить реституцию, т.е. восстановить положение, которое существовало до совершения противоправного деяния.

Наука МП различают 2 формы реституции:

а) Реституция в натуре – восстановление прежнего материального положения (возвращение культурных ценностей, восстановление здания, которое было разрушено).

б) Ресторация т.е. восстановление нематериальных прав что может выражаться в отмене каких-либо незаконных актов, например, прекращение оккупации.

Не всегда возвращение мб возвращено, например, предмет мб утрачен

2) Компенсация. Государства несущие ответственность за международно-противоправное деяние обязано компенсировать причиненный этим деянием ущерб поскольку такой ущерб не возмещен реституцией. Компенсация должна покрыть любой оценимый в финансовом отношении ущерб включая упущенную выгоду в той мере в какой она будет установлена ( на сколько государство сможет обосновать упущенную выгоду).

Ст. 38 говорит о %. На ту сумму, на которую причинен ущерб, например, если обязательство исполнено несвоевременно начислять проценты.

3) Сатисфакция. Государство несущие ответственность за международно-противоправное деяние обязано дать сатисфакцию за ущерб причиненный этим деянием, на сколько он не может быть возмещен реституцией или компенсацией. Сатисфакция представляет собой форму возмещения морального вреда причиненного международно-противоправным деянием. Сатисфакция может состоять в признании нарушения, выражение сожаления в официальном извинении или в иной подобающей форме. Сатисфакция не должна быть не пропорциональной ущербу и не может принимать форму унизительную для несущего ответственность государства (нельзя заставить главу государства ползать на коленях)

Причем данные формы применяются в отдельности, так и в сочетании

 

Санкции. Введение санкций должно быть крайней мерой, которая допустима в случаях, когда иные способы воздействия не дали результата и когда Совет Безопасности определит наличие угрозы международному миру и безопасности.

Санкции- принудительные меры, предпринимаемые международной организацией к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению обязательств, вытекающих из правоотношения ответственности.

В подавляющем большинстве случаев санкции организаций направлены против государств-делинквентов. Однако это не исключает возможности их применения и в отношении международных организаций, например, в случае нарушения последними заключенных с ними соглашений или норм общего международного права.

Первой областью применения санкций международных организаций является область их внутреннего права. Прежде всего, это касается деяний государств-членов, противоречащих целям и принципам организации.

Вторая область применения санкций организациями - область общего международного права и, прежде всего, его императивные нормы.

Значительны возможности применения санкций и у региональных организаций. Порою они применяют санкции и в случае нарушения норм общего международного права, имеющих императивный характер. В основном, речь идет об экономических санкциях, применяемых к случаям грубого нарушения прав человека.

(Дополнительно: проблема их эффективности. В целом она оценивается невысоко. Причина -в неточности критерия оценки. Не учитывается, что санкции ограничивают действия правонарушителя, сдерживают его, а также выполняют превентивную функцию не только в отношении объекта санкций, но и иных государств.

Следующая проблема санкций - ущерб, причиняемый ими третьим государствам, страдающим от перерыва связей с государством, против которого санкции направлены.

Следующая проблема состоит в том, что средства осуществления санкций находятся в руках крупных государств и соответственно от их позиции зависит эффективность санкций. )

Эффективность санкций международных организаций в решающей мере зависит от политики крупных государств, обладающих необходимыми экономическими и военными ресурсами, необходимыми для того, чтобы санкции были действенными.

Санкции должны вводиться в строгом соответствии с Уставом ООН, с принципами и нормами международного права, преследовать четко определенные цели, быть предельно адресными, подлежать регулярному обзору и предусматривать условия отмены.