Инвентаризация. Основные понятия. Правовая база
Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации
Курс лекций
МДК.02.02«Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ 02
«Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»
Содержание
1 Инвентаризация. Основные понятия. Правовая база. 5
2 Виды инвентаризации. Цели, задачи, сходства и различия проведения инвентаризации 8
3 Технология проведения инвентаризации имущества и обязательств организации 12
4 Первичные документы, используемые ходе проведения инвентаризации имущества и обязательств. 17
5 Учетная политика и отражение инвентаризации. 20
6 Инвентаризация отдельных видов имущества и обязательств организаций. 21
6.1 Инвентаризация основных средств. 21
6.2 Инвентаризация нематериальных активов. 29
6.3 Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 34
6.4 Порядок проведения и отображения результатов инвентаризации материалов 37
6.5 Порядок проведения инвентаризации товаров и отображения результатов 45
6.6 Порядок проведения инвентаризации и отображения результатов готовой продукции. 55
7 Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. 57
7.1 Инвентаризация расчетов с поставщиками. 58
7.2 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками. 62
7.3 Инвентаризация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. 64
7.4 Инвентаризация расчетов с персоналом организации и подотчетных сумм 65
8 Инвентаризация незавершенного производства, расходов будущих периодов 67
9 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности 71
9.1 Инвентаризация кассы.. 72
9.2 Инвентаризация денежных средств, находящихся на расчетных счетах в банках. Инвентаризация денежных средств, находящихся в пути. 82
9.3 Инвентаризация бланков строгой отчетности. 85
10 Инвентаризация резервов. 88
11 Инвентаризация финансовых вложений. 93
12 Порядок оформления результатов инвентаризации. 96
13 Ошибки при проведении инвентаризации и их последствия. 101
14 Взыскание ущерба. Материальный ущерб и естественная убыль. 103
14.1 Естественная убыль и инвентаризации. 103
14.2 Хищения. Недостачи. Материальная ответственность. Порча имущества в результате чрезвычайных обстоятельств. 108
15 Результаты проведенной инвентаризации и налог на добавленную стоимость 113
16 Инвентаризация и налог на прибыль организации. 115
Заключение. 117
Список нормативно-правовых актов. 119
Приложение А.. 121
Приложение Б. 122
Приложение В.. 123
Инвентаризация. Основные понятия. Правовая база
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движений путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Его основными задачами являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имуществе, необходимой различного вида пользователям информации. Пользователей такой бухгалтерской информации можно условно разделить на внешних (сторонних) пользователей с прямым финансовым интересом, внешних (сторонних) пользователей с непрямым финансовым интересом и внутренних пользователей.
Внутренние пользователи бухгалтерской организации - это, прежде всего, администрация организации, совет директоров, руководители различных подразделений, различного рода специалисты и т.д.
Внешние (сторонние) пользователи с прямым финансовым интересом - это инвесторы, покупатели, поставщики, кредитные организации и т.д.
Внешние (сторонние) пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом - это налоговые органы, органы казначейства, органы статистики и т.д.
Каждый из перечисленных видов пользователей бухгалтерской информации заинтересован в своевременном получении сведений, отображающих реальное состояние дел. Однако, как показывает практика, не всегда предоставляемые пользователям данные бухгалтерского учета, в силу различного рода обстоятельств, способны отобразить реальное имущественное и финансовое состояние хозяйствующего субъекта на текущий момент времени.
В соответствии с ФЗ«О бухгалтерском учете», организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие состояние и оценка.
«Инвентаризация»:
- с одной стороны, - процедура проверки,
- с другой - способ ведения бухгалтерского учета.
Поэтому, инвентаризация – это:
1) проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел;
2) периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и т.п., принадлежащих кому-либо (учреждению, организации, предприятию и т.п.) путем подсчета, описи.
3) способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
4) как элемент учетной политики.
Таким образом, под инвентаризацией следует понимать процедуру периодически проводимой проверки наличия, состояния и оценки обязательств и имущества организации, путем подсчета, описи, обмера, взвешивания в целях сопоставления данных бухгалтерского учета и результатов проверки.
Понятие «имущество организации», тесно связано с понятием «инвентаризация» и включает в себя не только основные средства и нематериальные активы предприятия, но и производственные запасы, готовую продукцию, финансовые вложения и обязательства, товары, прочие запасы, денежные средства и иные финансовые активы.
Под финансовыми обязательствами организации следует понимать кредиторскую задолженность, кредиты банков, займы, и различного рода резервы.
Основной нормативной базой для проведения инвентаризации имущества и обязательств на сегодняшний момент являются, следующие законодательные акты:
1) ФЗ«О бухгалтерском учете», который включает в себя помимо общих положений о бухгалтерском учете, различного рода определений, основные требования к ведению учета, оценке имущества и обязательств организации, но и рассматривает понятие «инвентаризация», определяет случаи, когда процедура проведения инвентаризации является обязательной, а также порядок отображения выявленных в ходе проведения инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;
2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности, взаимоотношение организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, рассматривает порядок оценки и проведения инвентаризации имущества и обязательств организации;
3) Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» - содержит формы первичной учетной документации оформляемых в ходе проведения инвентаризации;
4) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 - устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов, правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации;
5) Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № 20н «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» - устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной проверке, правила проведения налоговой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации.