Русская религиозная философия конца XIX – начала XX века

Повышенный интерес к русской философской мысли конца XIX – начала XX вв. породил уже целую исследовательскую традицию в комментировании, характеристике и критике сочинений этого периода. Это время известно как время целой плеяды философов – С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Н.Трубецкой, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Г.Г.Шпет, П.Флоренский, А.Ф.Лосев и другие. Рассмотрим творчество лишь некоторых из них.

В конце XIX – начале XX века обозначился подъем русской культуры. Поэтому он и получил название «серебряного века». Активизировались различные философские направления, появились новые философские общества в Москве и Санкт-Петербурге. Причем русская идеалистическая философия была очень неоднородным явлением и содержала напряженное противостояние различных направлений, центров. Например, организационной основой деятельности Бердяева, Булгакова, Флоренского и др. было московское книгоиздательство «Путь», где царило откровенно православное умонастроение. В Петербурге вокруг издательства «Логос» объединялись философы, разделяющие неокантианские взгляды и светскую религиозность. Между этими двумя центрами существовала определенная напряженность и даже враждебность. Проблематика исследований философов этого периода сформировалась под влиянием традиционных мотивов русской философии, актуальных запросов общественной жизни и определялась следующими основными направлениями: нравственные устои общества и человека, смысл и цель жизни, история русской культуры и философии.

В предвоенные и предреволюционные годы русские философы были тесно связаны с традиционными центрами развития философии в Европе, обучались в университетах Берлина, Лондона, Парижа. Драматично сложилась судьба русской идеалистической философии после революции. Она встала в идейную оппозицию к властям и господствующему марксистскому мировоззрению. В 1922 году состоялась небезызвестная департация духовной элиты русской культуры. В их числе и известные философы – Бердяев, Сорокин, Франк, Лосский, Карсавин и др. Всего изгнанию подлежало примерно около 160 человек из различных областей науки и образования.
Нет необходимости идеализировать старых русских философов, но в одном они были едины: в своей беззаветной любви к Родине, в заботе о ее духовном возрождении, нравственном здоровье общества, в поисках смысла и цели жизни.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – религиозный мыслитель, экзистенциализст. Главные произведения: «Судьба России», «Смысл истории», «Философия свободы», «Смысл творчества», «Самопознание» и другие.

Философия Н.А. Бердяева – это философия свободы. В основе мира у него лежит бездна (Ничто) – ничем не обусловленная иррациональная стихия, предшествующая бытию. Из этого начала рождается Бог, находящийся за пределами естественного мира и творящий Вселенную. Венцом творения является человек. Человек может прорваться через природную и социальную необходимость к универсальному бытию. Он создан по образу и подобию Бога, поэтому является творцом. Творчество человека – это продолжающееся вместе с Богом творение. Причем творчество возможно только при допущении свободы, не детерминированной бытием и не выводимой из бытия. Творчество – это проявление свободы.

Свобода не создается Богом: она коренится в Ничто, из которого сотворен мир. Существует три вида свободы: первичная иррациональная (произвол); рациональная (долг); свобода, пронизанная любовью к Богу. Бог-творец не отвечает за свободу, порождающую зло. Свобода может порождаться и добром, и злом, поэтому человек абсолютно свободен в своих действиях. Его действия неподконтрольны Богу, Бог не может их предвидеть и не оказывает на них никакого влияния.

История, по Бердяеву – это борьба добра и иррациональной свободы. Во всемирной истории действуют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Судьба превращает человеческую личность в поле битвы иррациональных сил истории. Победа иррациональной свободы влечет за собой распад действительности и возвращение к первоначальному хаосу. Эта победа выражается в революции, которая представляет собой крайнюю степень хаоса.

Семен Людвигович Франк (1877-1950) – последователь В.С. Соловьева. Свой общественный и философский путь начал с марксизма, но затем перешел на позиции идеализма.

Философские взгляды Франка сочетались с идеями махизма, логического позитивизма и утверждали роль философии в развитии культуры и интеллектуальной жизни. Философия по Франку всегда стремилась связать абстрактные понятия науки с обыденным здравым смыслом, т.е. выработку понятного всем взгляда на мир, из которого проистекает определенный тип морального поведения и организации человеческой деятельности. Философский взгляд не может быть обоснован наукой, но он «сопряжен» с ней. Философия преодолевает разрыв между естественно-научным и гуманитарным знанием.

Большое внимание уделяет вопросам нравственности, смысла жизни, добра и зла, деспотизма и др. Эти мотивы усиливаются после революционных событий в России. В своих работах «Смысл жизни», «Крушение кумиров» Франк рассматривает предпосылки добра и их устойчивости в культуре. Это одна из главных проблем, рассматриваемой на фоне только что происшедшей социальной катастрофы – революции и гражданской войны. Нельзя мечом истребить зло. Добро творится добром, зло преодолевается духовным деланием. Нужно уметь преодолеть зло в себе и взрастить в себе силы добра. В этом и состоит смысл жизни, о котором человек иногда забывает, погрузившись в будничные дела. Монтескье писал: «Чтобы сорвать яблоко, заставляют срубить яблоню. Вот формула деспотизма». Франк, разделял это убеждение. Он проводил нравственный водораздел в русской революции «между сторонниками права, свободы и достоинства личности, культуры, мирного политического развития, основанного на взаимном уважении, чувства ответственности перед Родиной как великим целым, с одной стороны, – и сторонниками насилия, произвола, разнузданного классового эгоизма, захвата власти чернью, презрения к культуре, равнодушие к общенациональному благу – с другой».

Павел Александрович Флоренский (1882-1943) – русский ученый, религиозный философ. В основном сочинении «Столп и утверждение истины» развивал религиозно-философскую проблематику, в центре которой – идущая от В.Соловьева – концепция всеединства и учение о Софии, с экскурсами в самые различные отрасли знания.

Стремился к созданию «конкретной метафизики», способной выявить фундаментальные духовно-материальные структуры, из которых слагаются различные стороны реальности и формируются различные области культуры (теория символов). Основным законом мира считал второй принцип термодинамики – закон энтропии, взятый расширительно, как закон хаоса в мире. Миру противостоит логос – начало энтропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: задержка уравнительного процесса Вселенной, как условие жизни, в противоположность равенству – смерти.

Флоренский окончил философский и физико-математический факультеты МГУ и был всесторонне образованным человеком, совмещая преподавательскую работу в качестве профессора Московской духовной семинарии и деятельность ученого – электротехника. Коллеги Флоренского не без основания сравнивали его с великим Леонардо да Винчи, универсальные знания которого поражали современников.