Виды кризиса

· по степени охвата

- общие(охватывают всю социально-экономическую систему)

- локальные(одну или несколько подсистем)

· по проблематике

- макрокризис(уровень страны)

- мезо (уровень региона или отрасли)

- микро (уровень предприятия)

· по струткуре отношения в социально-экономической системе

- экономические

- социальные

- экологические

- политические

· по степени проявления

- предсказуемые

- неожиданные

- латентные (скрытый, должны видеть менеджеры)

- явные (снижение результатов)

- легкий

- глубокий

- финансовая катастрофа

Основные типы кризисов: социологический; экономический; политический; демографический; психологический; экологический

Нарушение одного из элементов связанного в цепочки приводит к нарушению всей цепи.

Антикризисное управление- такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредствам использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющий стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить 3 группами.

Первая группа включает:

• Проблемы распознания предкризисных ситуаций (увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер).

• Проблемы предотвращения кризиса (построить и запустить в действие специальные механизмы).

• Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии.

• Проблемы выхода из кризиса.

• Проблемы ликвидации последствий кризиса.

 

Вторая группа связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации:

1. Методологические проблемы антикризисного управления (формирование миссии и цели управления; определение путей, средств, методов управления).

2. Финансово-экономические проблемы антикризисного управления (определение типов диверсификации производства или проведение конверсии; поиск источников финансирования).

3. Правовые проблемы антикризисного управления.

4. Проблемы организации антикризисного управления.

5. Социально-психологические проблемы антикризисного управления.

 

Третья группа:

• Конфликтологические проблемы управления.

• Маркетинг: поведение в условиях неопределенности.

• Внешнее управление и проблемы санации(система мероприятий по улучшению фин. состояния)

 

Можно выделить шесть функций АУ:

1. предкризисное управление,

2. управление в условиях кризиса,

3. управление процессами выхода из кризиса,

4. стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости)

5. минимизация потерь и упущенных возможностей

6. своевременное принятие решений.

 

Существует 2 стадии антикризисного управления предприятием :

И стадии и что входит в них переплетаются обратной связью ..

1 Стадия ( Антикризисное стратегическое планирование) в состав её входят:

· Анализ внутренних и внешних причин кризисной ситуации на предприятие

· Пересмотр миссии и системы целей предприятия

· Анализ альтернатив и выбор антикризисной стратегии

2 стадия ( Тактическое планирование ) в состав её входят :

· Реализация выбранной антикризисной стратегии

· Оценка и контроль результатов антикризисной стратегии

Системе антикризисного управления присущи следующие свойства:
1) гибкость и адаптивность. Данная система наиболее часто применяется при матричной системе управления;
2) способность принятия неформального управления, наличие терпения и уверенности управляющего;
3) диверсификация управления. В данном случае происходит поиск новых типологических признаков, необходимых в сложной ситуации;
4) снижение централизма с целью обеспечения мгновенного реагирования на кризисные явления;
5) усиление интеграционных процессов, позволяющее более полно и точно использовать потенциал компетенции.

58) Антикризисное управление на основе внедрения технологических инноваций.

Применение инноваций в АУ зависит от следующих факторов:

6. Стадия жизненного цикла предприятия

7. Финансовая устойчивость

8. Инновационный потенциал предприятия

9. Стили руководства

10. Корпоративная куль тура

 

В зависимости от этих факторов осуществляется выбор инновации, необходимых в рамках АУ.

 

o Продуктовые или процессные

o Маркетинговые, технологические или продуктовые

o Стратегические или адаптационные

Технологические инновации – инновации в области технологии, усовершенствование технологии, применение принципиально новых технологий в производстве выпускаемого продукта, освоение новых технологических регламентов, новых видов технологического оборудования и технологической оснастки.

 

 


Данный вид инноваций требует высоких затрат ресурсов как материальных так и трудовых, однако уровень затрат при незначительном изменении технологии менее ресурсоемки.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

- потребительной стоимости;

- труда по созданию;

- процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой ма­териального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повы­шения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ - полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.


Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности по­требления этого товара. Технологические знания ис­пользуются в производственном процессе, однако, ха­рактер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.

На использование технологии влияют:

— темпы устаревания технологии и замены ее но­вой, более совершенной;

— скорость распространения данных технологий.

Ожидаемый эффект от внедрения:

o Расширение доли рынка или углубление в целевом сегменте

o Выход на новые рынки или целевые сегменты

o Занятие новых позиций

59) Антикризисная стратегия развития предприятия. Основные этапы разработки антикризисной стратегии

 

АУ осуществляется на тактическом и стратегическом уровне.

Стратегическое АУ связанно с разработкой антикризисной стратегии на предприятии. Тактическое АУ связанно с реализацией, разработкой стратегии и соответствующих инструментов.

Антикризисная стратегия – стратегия, направленная на оптимизацию поведения бизнеса и устранение кризиса в условиях спада в отросли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности и угрозы банкротства или недопущения кризиса на стадиях роста.

Антикризисная стратегия разрабатывается на основе эталонной стратегии.

Виды эталонной стратегии:

· стратегии роста:

- концентрированного роста

- интегрированного роста

- диверсифицированного роста

-стратегия сокращения

Виды антикризисных стратегий:

· Российские исследователи [Г.А. Александров и др]

· А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд

Российские исследователи [Г.А. Александров и др]

Отечественные авторы предлагают использовать предприятию защитную реакцию в качестве тактики в момент вхождения в кризис, а наступательную реакцию – в качестве стратегии последующих действий. Обобщая имеющийся опыт, составим схему, по которой можно предложить действовать предприятию на стадии «лечения» для выхода из финансового кризиса.

Стратегия :

а) Защитные

б) Наступательные

Цель:Выход из кризисных ситуаций

Задачи:

1. Формулировка общих процедур преодоления кризиса.

2. Анализ деятельности предприятия.

3. Предложение мероприятий для выхода из кризисных ситуаций.

Мероприятия :

1. Устранение убытков

2. Выявление резервов

3. Привлечение консультантов

4. Кадровые изменения

5. Реструктуризация задолженности

6. Снижение издержек

7. Продажа активов

8. Анализ и оценка состояния предприятия и его потенциала

9. Производственные программы выхода из кризиса

10. Повышение доходов

1. Устранение убытков

2. Выявление резервов

3. Привлечение консультантов

4. Кадровые изменения

5. Реструктуризация задолженности

6. Снижение издержек

7. Продажа активов

8. Анализ и оценка состояния предприятия и его потенциала

9. Производственные программы выхода из кризиса

10. Повышение доходов

А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд

А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд в случаях, когда предприятие находится в кризисном положении, предлагают использовать так называемые «стратегии восстановления».

Стратегия: Восстановление

Цели :Обнаружение и ликвидация источников конкурентной и финансовой слабости предприятия

Задачи :

1. Диагностика причин неудовлетворительного функционирования фирмы

2. Выявление слабых сторон

3. Предложение мероприятий по улучшению состояния


Мероприятия :

1. Пересмотр текущей стратегии деятельности предприятия.

2. Принятие мер для увеличения доходов.

3. Последовательное снижение издержек.

4. Продажа части активов с целью увеличения наличных средств для сохранения оставшейся части бизнеса.

5. Использование комбинации вышеуказанных мероприятий.