ПОВЕЧЕРИЕ (малое) (совершается в субботу вечером, когда нет бдения ? См. Типикон 7 гл.)

Повечерие бывает великое и малое: великое повечерие со­вершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое – во все прочие дни года. Малое повечерие положено совершать по «вечери», т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с великим, которое (великое) состоит из 3-х частей. Уставной порядок малого повечерия со­держится в Часослове и в Следованной Псалтири.

Порядок малого повечерия следующий:

По окончании вечерни священник в епитрахили выходит на амвон, становится пред царскими вратами и, сотворив три пок­лона, произносит: «Благословен Бог наш...»

Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...», «Царю Небес­ный», Трисвятое, «Отче наш». «Господи, помилуй» (12 раз), «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читает три псалма:

«Помилуй мя, Боже...» (50 пс.); «Боже, в помощь мою вонми...» 69 пс.); «Господи, услыши молитву мою...» (142 пс.).

Затем чтец читает великое славословие: «Слава в вышних Богу...» – то славословие, которое читается на утрене. После славословия читается «Символ веры» и молебный канон Божией Матери из Октоиха (Типикон, 9 гл.) (есть дни, когда канон на малом повечерии читать не поло­жено, а именно: Пасхальная седмица, дни седмицы Пятидесят­ницы, начиная от вечера понедельника Св. Духа до Недели всех святых и др.). Затем поется «Достойно есть». По окончании чтения «Трисвятое» и «Отче наш...» -тропарь дню, святому, храму и рядовые тропари по Часослову:

«Боже отец наших...», «Иже во всем мире мученик Твой...», Слава: «Со святыми упокой...» и ныне: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един...».

Порядок в пении или чтении тропарей следующий: сначала тропарь Господу, затем Матери Божией, далее Небесным Силам, Предтече и святому дня седмицы.

В среду и пятницу в течение всего в храме, посвященном Господу, не читается тропарь храма, а тропарь креста «Спаси. Господи, люди Твоя...» и кондак: «Вознесыйся на крест...» (Типикон, 52 гл.).

В субботу, если храм освящен в честь какого-нибудь свя­того, тропарь храма не поется «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые» (Типикон, 52 гл.).

Тропари дневного святого и святого, в честь которого освящен храм, а также «Боже отец наших...» и др. поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В празд­ничные же дни вместо них читается один кондак праздника.

После пения тропарей и кондаков чтец произносит 40 раз «Господи, помилуй» и молитву «Иже на всякое время и на вся­кий час...» Далее чтец читает молитву к Пресвятой Деве «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево...» Затем следует молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души...». За этими молитвами чтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево...». И наконец, воссылает сла­вословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Часо­слов). Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...». И далее быва­ет малый отпуст, т.е. хор поет «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Священник: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

После отпуста священник просит у стоящих в храме про­щения себе.

Священник: «Благословите, отцы святии, простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и все­ми моими чувствы». Братия отвечают: «Бог простит тя, отче святый», И затем священник произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем...». Хор: «Господи, помилуй». Затем священник возглашает: «Молитвами святых отец наших...»

В службе повечерия, совершаемой «по вся дни», выражаются глубокие религиозные чувства христианина, отходящего ко сну. В исследовании всей этой службы содержится покаяние во грехах, которые мы совершили в течение дня, памятуя, что жизнь чело­века коротка, что, может быть, не придется увидеть следующего дня.

Св. Церковь особенно внушает прилежно молить Пресвятую Богородицу о помощи и заступлении от врагов нашего спасения в предстоящую ночь, пока смерть не постигла человека.