ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ

В современной Великой вечерне, которой начинается служба, намечаются три части:

1. Начальный возглас, предначинательный псалом и вели­кая ектения. Антифон 1-й кафизмы («Блажен муж»).

2. Псалом: «Господи, воззвах» (140-ой), стихиры к нему, «Свете Тихий», прокимен и ектений: сугубая и просительная.

3. Стихиры на стиховне, тропарь и отпуст.

Великая вечерня совершается в те дни, когда Устав пред­писывает на утрене полиелей. Кроме того, она иногда соверша­ется на воскресный день и на праздник, когда по каким-либо причинам не совершается положение Уставом всенощное бдение.

В приходских храмах опускается малая вечерня, и великая вечерняначинается таким же порядком, как и вечерня вседневная, т.е. в начале читается 9-й час. По про­чтении его священник отдергивает завесу (катапетасму) и перед царскими вратами, на амвоне произносит возглас: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Приидите поклонимся» (трижды) и далее читает 106 псалом. Священник в это время перед св. вра­тами читает светильничные молитвы.

По установившейся практике соборных и приходских храмов, которой, впрочем в настоящее время большею частью следуют и монастыри, описанное во 2-й главе Типикона всенощное бдение совершается несколько другим образом, а именно: войдя в алтарь, священник и диакон облачаются: священник возлагает на себя епитрахиль и фелонь, а диакон стихарь и орарь. В Типиконе, во 2-й главе, а также в Октоихе, лист 3, сказано: «В соборных и приходских храмах действует священник сия в фелони, диакон же в стихаре», – отверзается завеса и царские врата. Священник принимает приготовленное кадило и влагает в него ладан: читая тайно молитву кадила: «Кадило Тебе приносим….», а диакон берет зажженную свечу; священник вместе с диаконом кадит около престола с четырех его сторон, затем кадит жертвенник и весь алтарь. Когда каждение алтаря окончится, диакон проходит чрез царские врата и, обратясь лицом к престолу, возглашает: «Востаните! Господи, Благослови».

Священник, стоя пред престолом и совершая каждение, произносит начальный возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Хор: «Аминь». Священник: «Приидите, поклонимся» (трижды) и в конце величайшим гласом: «Приидите, поклонимся и припадем Ему».

На клиросе поют: «Благослови душе моя, Господа…..» с припевом: «Благословен еси, Господи…..» Словами: «Благослови душе моя Господа…..» начинается 103, так называемый предначертательный псалом. В полном виде он напечатан в Часослове, в последствии вечерни. Но поют его по нотному обиходу, в котором помещены не все его стихи, а только избранные, притом в разных распевах, или напевах (знаменном, греческом, киевском) различные.

Между тем священник выходит из алтаря и в сопровождении диакона кадит местный ряд икон иконостаса, весь храм, клир и народ. По окончании каждения царские врата затворяются. Диакон идет и произносит великую ектению на обычном месте, а священник читает светильничные молитвы.

После великой ектений «Миром Господу помолимся» поется «Блажен муж» – первый антифон, т.е. первая «Слава» первой кафизмы. Если великая вечерня совершается под воскресный день, то стихословится вся первая кафизма, на которой после каждой «Славы» перед царскими вратами производится малая ектения.

Пение антифона «Блажен муж» по содержанию своему и форме отличается торжественностью. Поэтому он «не полагает­ся» в дни, когда нет полиелея (торжественного пения «Хвалите имя Господне») на утрене. («Блажен муж» на вечерне как бы сим­волически соответствует полиелею на утрене). Этого пения не бывает и тогда, когда праздники с полиелеем совпадают с дня­ми Великого поста, ибо этот пост есть время сокрушения о со­деянных грехах и он подводит к Страстной Седмице, когда вспо­минаются страдания Христа Спасителя.

После малой ектений хор поет 140 псалом: «Господи, воззвах» и стихиры по Уставу (В Октоихе сказано: «В субботу на велицей вечерни: «…поем стихиры воскресны Осмогласника 3, восточны 4 и Минеи 3 или 6». Последнее указание – или 6 – сделано ввиду того, что накануне воскресенья иногда действительно из Минеи поется 6 стихир. Так, если в воскресенье случится святой, имеющий бдение или полиелей, то поются стихиры воскресны 3, восточен 1 и святого 6 (см. 3 и 4 гл. Типикона). Во время пения «Господи, воззвах» диакон или священник, как и на вседневной вечерне, совершает каждение вокруг престола, всего алтаря, иконостаса, клира, молящихся и всего храма.

В пятницу и на бдении в неделю (т.е. под воскресенье) после стихир на «Господи, воззвах» поется Богородичен догматик текущего гласа.

В конце стихир на «И ныне» отверзаются царские врата и совершается вход. Затем: «Свете тихий….» и прокимен. Царские врата закрываются и далее под великие праздники читаются паремии. «Паремия» по-гречески значит «притча». Этим термином называются главным образом, ветхозаветные (иногда бывают новозаветные) чтения, содержащие в себе пророчества о воспоминаемом в тот день событии или лице. Паремия содержит прообраз праздника, а иногда похвалу празднику или святому. Паремий большей частью бывает три, но может быть и 15. В Служебнике, изд. Киево-Печерской Лавры, сказано: «Иерей во время чтения (паремий) сидит на горнем месте одесную страну престола».

Далее, после сугубой и просительной ектений, а между ними «Сподоби, Господи» на всенощном бдении по Уставу (Типикон. 2 гл.) положена лития. Для совершения литии священник с диаконом выходят из алтаря в притвор.

Исходжение совершается при закрытых царских вратах северными дверьми: впереди несут два светильника, за ними идет священник и диакон с кадильницею. Во время исхождения на литию поются особые литийные стихиры или стихиры праздника («лития» – значит «усердное моление». Она совершается, как правило, в притворе храма, иногда вне его. Когда лития совершается вне храма, по случаю, например, народных бедствий, и в дни памяти избавления от них, она тогда соединяется с молебным пением и крестным ходом. Бывают и заупокойные литии, совершаемые в притворе после вечерни или утрени).

Согласно некоторым древним памятникам, выход на литию совершался и через царские врата. По разъяснению «Тульских Епархиальных Ведомостей», царские врата для выхода на литию отверзаются за всенощной только при архиерейском служении.

По окончании литийных стихир и Богородична диакон возглашает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя….» Прошения, читаемые диаконом четыре раза, заключаются многократным пением «Господи, помилуй»: в первый раз 40, во второй 50, в третий и четвертый раз – 3. Литийные прошения оканчиваются молитвой «Владыко многомилостиве…..», которую все слушают, приклонив головы.

При чтении молитвы «Владыко многомилостиве...», как указывает С.В. Булгаков, ссылаясь на Типикон (2 гл.), Октоих и Служебник, священник обращается на запад и все присутст­вующие преклоняют головы. Подобно тому, как это бывает на великом повечерии в Четыредесятницу и после часов в Великую среду, молитва «Владыко многомилостиве» составляет отпуст литии. Но лития первоначально предназначалась исключительно для «кающихся», которым запрещался вход во внутреннюю часть храма, а потому и совершалась в церковном притворе, где обыкновенно стояли кающиеся. По этой причине и молитву за литией «Владыко многомилостиве» – полагается, по Уставу читать, обратясь лицом к западу, т.е. по направлению к месту стояния кающихся.

В настоящее время в этом отношении по установившейся богослужебной практике произошли по сравнению с указаниями Церковного Устава изменения, т.к. священнику, читающему означенную молитву при обращении лицом к западу, пришлось бы теперь стоять спиной к молящимся, которые при соверше­нии литии, почти все обыкновенно находятся впереди священ­нослужителей. И народ слушает эту молитву, приклонив главы, не приникая на землю.

После молитв поются «Стихиры на стиховне». В Служебнике сказано: «Начинаем стихиры стиховны, и, поюще, входим в храм», т.е. из притвора на средину храма, к столу, где уго­товано «ради благословения пять хлебов, пшеница и два сосуда, на сие устроенные» – один с вином, другой с елеем, со стоя­щими спереди свечами.

Когда хор поет тропари, после «Ныне отпущаеши» и Трисвятого по «Отче наш» (хор поет тропарь праздника с Богородичным воскрес­ным по гласу тропаря) диакон, приняв благословение от свя­щенника на кадило, кадит вокруг стола с четырех сторон (трижды), затем священника и снова хлебы, только спереди. После этого священник читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый…..» При этом он поднимает один хлеб, которым знаменует прочие.

Целовать этот хлеб при богослужении не следует, так как он не освящен еще, и на нем нет даже и крестного знамения – изображения креста.

При словах: «Сам благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей», священник только указывает правою рукою на каждое из этих веществ, но не благословляет их. Причем, так как хлебы лежат вверху, пшеница внизу, вино – слева, а елей – справа, то рука священника, делая указание на означенные предметы, движется крестообразно.

По окончанию молитвы, хор поет: «Буди имя Господне….» (трижды), и читается 3 псалом: «Благословлю Господа на всякое время…..» до слов: «…. не лишатся всякого блага». Священник, подойдя к дошедши до царским вратам (которые открываются при пении тропаря), обращается лицом на запад и говорит: «Благословение Господне на вас….» Хор поет: «Аминь», и далее начинается чтение шестопсалмия.