Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон.

Библейские тексты – тексты Св. Писания. Крупные отрывки Св. Писания, которые входят в богослужение – чтения: Четвероевангелие (на литургии, на утрени: воскресной и полиелейной, утрене Великого Пятка – «Двенадцать Евангелий»; на вечерне: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток; на царских часах в Навечерия Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток, на часах в первые три дня Страстной седмицы); Апостольские деяния и послания (чаще всего и в основном читаются на литургии, еще на царских часах). Евангельские тексты составляют еще и некоторые неизменяемые части богослужения: на вечерне молитва прав. Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши, Отче наш – молитва Господня; на великой вечерне, входящей в состав бдения – Богородице Дево начальные слова обращения Архангела Гавриила ко Пресвятой Деве; на утрени шестопсалмие начинается песнью Ангелов Слава в вышних Богу; по 8-ой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы Величит душа Моя Господа; на великопостной и будничной утрени в заключительной части также читается Отче наш; на литургии, хотя и не во все дни года, но, как правило, третий антифон Во Царствии Твоем, так называемые «Блаженны» («Во Царствии Твоем помяни нас, Господи...», – первые слова построены по образу молитвы благоразумного разбойника, а дальше – «Блажени плачущии...» – заповеди Блаженств из Нагорной проповеди).

Крупными текстами Ветхого Завета являютсяпаримии (греч. – притча, образ). Они читаются на великой вечерне, в первой ее части, и образуют некие циклы (Богородичные, на Господские праздники, преподобнические, святительские и т.д.; в Великую Субботу на вечерне читаются 15 паримий с пророчествами о тридневном Воскресении Спасителя, в будние дни Великого поста на вечерне читаются паримий из книги Бытия и книги Притчей).

Самой популярной и широко применяемой при богослужении частью Ветхого Завета, безусловно, являетсяПсалтирь. По степени использования в богослужении с этой книгой не может сравниться ни­какая другая. Псалтирь читается кафизмами (их в Псалтири двадцать); по одной кафизме, по две, по три. Псалтирь читается по одному псалму, по два псалма, по шесть псалмов. Псалтирь разбивается на отдельные строчки и отрывки. Нет ни одной службы, когда бы не использовалась Псалтирь. Основа службы, практически все неизменяемые тексты взяты из Псалтири. Это часть Св. Писания выделяется не только необыкновенной мудростью, но и красотой, это удивительная поэзия. Само слово «псалом» происходит от греческого глагола ψάλλω), означавшего когда-то «щипать», а позднее «играть на струнном инструменте». Царь Давид играл и пел псалмы, и вот это его музыкальное творчество дало название тексту.

Устав предписывает усердно, часто и много читать Псалтирь. В обыкновенное время года Устав распределяет чтение Псалтири так. Каждую седмицу Псалтирь должна быть прочитана полностью один раз. От начала чтения Псалтири в субботу вечером на вечерне – поэтому поется Блажен муж, первая кафизма, – до субботы утра. Во время Великого поста за каждую седмицу Псалтирь прочи­тывается дважды.

Прокимен – (греч. предлежащий) – краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV-V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий – из пяти строф.

Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из Нового Завета). Они положены только на великие праздники Господни, а также на воскресенья Великого поста, кроме недели Ваий.

Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца. В прокимнах, обыкновенно заимствованных из Св. Писания, выражается кратко смысл или последующего чтения («Прокимен Апостола», «Прокимен Евангелия», «Прокимен дне» и др.), или службы дня.

Из текста Псалтири берутся аллилуиарии. Вот чтец на литургии возгласил прокимен со стихами, хор пропел его, затем читается Апостол, после которого чтец объявляет: «Аллилуйя, глас вторый...»; хор поет Аллилуйя. Чтец читает стихи-аллилуиарии, а хор поет Аллилуйя к каждому стиху. Аллилуйя иногда называют прокимном Евангелия: наш прокимен предшествует чтению Апостола, а Аллилуйя предваряет чтение Евангелия. Итак, стихи из псалма, к которым припевают Аллилуйя, называются аллилуиарии.

Из Псалтири обычно берется еще один краткий богослужебный текст, он называется киноник, в буквальном переводе – причастный стих. Это текст, который поется на литургии после того, как священник возглашает: «Святая святым», хор поет: «Един свят...» и затем – краткий стих, который меняется в зависимости от дня седмицы или праздника (в воскресенье всегда поется «Хвалите Господа с небес...»). Этот стих и называется киноник, или причастен. Чаще всего он берется из Псалтири. Ки­ноник соотнесен с прокимном, каждому прокимну соответствует свой киноник.

Важными текстами из Св. Писания являютсябиблейские песни, которые во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмиц, а также четверга 5-й седмицы Поста должны сопровождать пение канона. На приходах повсеместно их употребляют лишь в будни Великого поста.

Песни Священного Писания или библейские песни – тексты Ветхого и Нового Заветов. Песни – потому что это слова, пропетые или как-то осо­бенно торжественно возглашенные тем или иным лицом, о котором говорится в Св. Писании. Из Св. Писания взято десять таких песен, соединяемых с песнями канона.

Первая песнь – из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря и увидев, что он невредим, а преследователи его потоплены. Они воспели хвалебную песнь Господу: «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море...».

Текст 2-й песни взят из книги Второзаконие (гл. 32). Эта книга Моисеева представляет собой как бы повторение заповедей Божьих и увещание и обличение народа. Почему 2-я песнь никогда не читает­ся, куда она исчезла? Она исчезла не сразу. Не нужно думать, что ее никогда не было, она была и в редких случаях до сих пор сохранилась в канонах. Выдвигаются разные теории о причинах исчезно­вения второй песни. Однако ни одна из них не может быть признана вполне удовлетворительной.

Третья песнь – из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Са­муила; она имеет хвалебный характер. Четвертая песнь – из книги пророка Аввакума (гл. 3). Пя­тая – из книги пророка Исайи (гл. 26). Шестая – песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве ки­та, это вопль к Богу о помиловании. Седьмая и восьмая – из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной, хвалебные тексты, воспетые в трудных обстоятельст­вах. Девятая –песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту – Честнейшую. И далее песнь Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79) – эта песнь связана с 9-й песней канона.

В самом строении этих песен, в их смене, в общей динамике мы можем еще раз почувствовать тему, которая является определяющей для утрени – встреча Спаси­теля, исполнение чаяния, исполнение надежды. Ожидание и пришествие Спасителя вписано в канон и еще раз очень сильно переживается. Вспоминаются многочисленные ветхозаветные преобразования и, наконец, девятая и десятая песни новозаветные говорят о пришествии Мессии. Идея построения кано­на очень значима для утрени.

Библейские песни бывают вседневные, праздничные и великопостные. Они стихословятся точно так же, как псалмы со стихи­рами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху – тропарь канона.

Антифон (греч. звучащий в ответ) – песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119-133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны.