Суточный (дневной), седмичный и годовой.

Каждый из этих кругов имеет Божественное установление.

суточный – смена дня и ночи.

1. Суточный или дневной круг составляет основу богослужения, оно составляет как бы некую рамку в которую вставляется все остальное. Неизменяемые, повторяющийся части суточного богослужения находятся в Часослове. Содержание часослова в основном библейское, он содержит тексты из Ветхого и Нового Завета.

Под суточным богослужебным кругом подразумеваются те богослужения, которые совершаются ежедневно, ежесуточно. Их формально 9:

Вечерня – тема: ожидание Спасителя, Миссии.

Повечерие (после вечери, после ужина) содержит тексты, в основном, покаянные и просительные.

Полунощница - связана с воспоминанием о втором пришествии Спасителя («Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща…»). Его можно услышать и на богослужениях первых дней Страстной седмицы.

Утреня – осуществление чаяний Израиля. Утреня – пе­реживание пришествия Мессии, Спасителя. В начале утрени звучит песнопение «Бог Господь, и явися (явился) нам, благословен Грядый во Имя Господне». В каноне – центральном тексте утрени – прохо­дит тема ожидания и встречи Христа.

1 час – возник позже других и является продолжением утрени, его тема – начало дня.

Третий, шестой, девятый часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов:

3 час – это час ниспослания Св. Духа Апостолам.

6 час – в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту.

Изобразительны

9 час – вре­мя крестной смерти Спасителя.

Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое (до реформы Патриарха Никона существовало также сред­нее повечерие); полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с празд­ничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или со­вершаться отдельно. Часы тоже могут выглядеть по-разному. Обычно эти часы называются «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы. Царские часы тоже «трипсалмные», но состав этих псалмов не тот же са­мый, что в часах обычных. Царские часы гораздо обширнее и значительнее, на них поются особые тропари, возглашаются прокимны, читаются отрывки из Ветхого Завета, Апостол, Евангелие. Это со­вершенно особенное богослужение. Кроме того, часы бывают пасхальные – «беспсалмные», и внеш­нее их отличие от обычных в том, что они не читаются, а поются. Пасхальные часы не различаются между собой: первый час ничем не отличается от третьего, шестого или девятого.

Евхаристия не является службой суточного круга, она является ее центром, вершиной и даже целью. Литургия может менять местоположение относительно других служб суточного круга.

Снисходя к немощам человеческим, к тому образу жизни, который мы ведем, Церковь сгруппировала девять служб суточного круга в три богослужебных корпуса: вечерний, утренний и дневной.

Вечернее богослужение: 9-час, вечерня, повечерие.

Утреннее: полунощница, утреня, 1-час.

Дневное: 3-час, 6-час, чин изобразительных.

Если совершается литургия, то чаще всего она совершается после 6-часа но перед 9-м, но иногда может соединяться с вечерней (например, в Рождественский и Крещенский сочельник и др.)

Богослужебный день начинается с вечера, продолжается через утро и завершается днем («и был вечер, и было утро: день един»). Сначала служится, перед ней 9-й час, по­сле вечерни – повечерие и полунощницу, затем утреню, первый, третий, шестой час и литургию.