Вопрос 5. Производственная программа и ее показатели.
Производственная программа (план производства) – это обоснованный план выпуска продукции на определенный календарный период (год, квартал, месяц).
Предметом производственного планирования выступает определение перечня изделий, которые будут выпускаться и требуемых для этого производственных ресурсов.
При разработке плана производства предприятие соблюдает следующие принципы, обеспечивающие ее эффективность и достижение главной цели работы предприятия:
1) Максимальное использование имеющегося оборудования, материальных и трудовых ресурсов.
2) Обеспеченность продукции заказами либо свободным спросом.
3) Согласованность по кооперативным поставкам комплектующих изделий.
4) Конкурентоспособность продукции на рынке.
План производства разрабатывается в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых показателях.
Натуральные показатели – это количественное выражение продукции: штуки, комплекты, тонны, киловатт-часы, метры и др. Позволяют определить объем однородной продукции, его динамику, установить рациональные связи между предприятиями и отраслями.
Условно-натуральные показатели – это количественное выражение однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку. Одно из однородных изделий принимают за условную единицу, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку.
Условно-натуральные показатели, как и натуральные, используются для определения общего объема производства продукции или потребности в ней. Они формируют номенклатуру и ассортимент продукции.
Номенклатура продукции – это перечень всех видов продукции, производимых на предприятии.
Ассортимент продукции – это развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и т.д. Ассортимент используется предприятием при заключении договоров с заказчиками, внутризаводском планировании.
Стоимостные показатели отражают объем произведенной продукции в денежных единицах и используются для расчета таких показателей, как товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция, чистая продукция.
Товарная продукция включает:
1) Объем выпуска готовых изделий, принятых отделом технического контроля и сданных на склад готовой продукции.
2) Продукцию вспомогательных и подсобных производств, предназначенную к отпуску на сторону.
3) Полуфабрикаты для поставок по кооперации.
4) Услуги населению.
5) Специальное оборудование, изготовленное предприятием для собственных нужд и зачисленное в свои основные фонды.
6) Сдача металлолома.
7) Прочая продукция.
ТП = ГП + ПФ ст. + У + КР + ОБ.
ГП – стоимость готовой продукции, прошедшей контроль и готовой к отгрузке.
У – стоимость промышленных услуг.
КР – капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом.
ОБ – стоимость оборудования собственного изготовления.
Валовая продукция – вся продукция, произведенная предприятием за определенный период независимо от степени ее готовности. Объем валовой продукции ВП определяется как сумма объема товарной продукции ВП и изменения остатков НЗП на начало и конец планового периода.
ВП = ТП + (НЗП к.г. – НЗП н.г.) + (И к.г. – И н.г.)
ТП – товарная продукция.
НЗП - стоимость НЗП.
И – стоимость инструмента, полуфабрикатов, приспособлений, произведенных для собственных нужд.
Реализованная продукция – это продукция, отгруженная предприятием заказчику, торговым и сбытовым организациям и оплаченная ими (на р/с за продукцию поступили денежные средства).
РП = ТП + (ГП н.г. – ГП к.г.)
ГП – стоимость остатков готовой продукции.
В состав реализованной продукции включаются оплаченная продукция, входящая в состав товарной продукции по полной действующей отпускной цене, и выручка от продажи материально-технических ценностей, неиспользуемых предприятием.
Чистая продукция характеризует ту часть стоимости продукции, которая создана трудом работников данного предприятия и представляет собой стоимость товарной продукции за вычетом стоимости материальных затрат и суммы амортизации основных фондов.
ЧП = ТП – АО – М
АО – сумма амортизации.
М – материальные затраты.
Для характеристики объема производства на предприятиях могут применяться дополнительные показатели: валовой и внутризаводской обороты.
Валовый оборот – суммарная стоимость всех видов продукции предприятия независимо от того, отпущена ли она на сторону или использована для дальнейшей обработки на предприятии.
Внутризаводской оборот – это сумма продукции и услуг цехов, используемых внутри предприятия. Он определяется как разность между валовым оборотом и валовой продукцией.
Объем производства в трудовых показателях – это объем валовой продукции, рассчитанный по трудоемкости, в норма-часах.
Вопрос 6. Бизнес-план.
Бизнес план — это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений, планируемых мероприятий, ответить на вопрос, стоит ли вкладывать деньги в данный проект.
Бизнес-план должен:
- показать, что продукт или услуга найдут своего потребителя, установить емкость рынка сбыта и перспективы его развития;
- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, предоставления на рынке работ или услуг;
- определить прибыльность будущего производства и показать его эффективность для предприятия (инвестора), для местного, регионального и государственного бюджета.
Основные функции бизнес-плана:
- является инструментом, с помощью которого предприниматель может оценить фактические результаты деятельности за определенный период;
- может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса в перспективе;
- выступает инструментом привлечения новых инвестиций;
- является инструментом реализации стратегии предприятия.
Содержание бизнес-плана
Стандартный бизнес-план должен включать в себя следующие основные разделы: