В поисково-спасательной службе МЧС России 4150 спасателей (в т.ч. в Южном федеральном округе – 926 чел.)

Для сравнения, только в территориальной подсистеме РСЧС Ростовской области в областных, муниципальных и объектовых аварийно-спасательных службах (формированиях) работают более 700 профессиональных аттестованных спасателей.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» территории городов и населенных пунктов могут быть отнесены к определенным группам по гражданской обороне.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения превышает 1000 тыс.человек;

численность населения составляет от 500 тыс.человек до 1000 тыс.человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 500 тыс.человек до 1000 тыс.человек;

численность населения составляет от 250 тыс.человек до 500 тыс.человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

численность населения составляет от 250 тыс.человек до 500 тыс.человек;

численность населения составляет от 50 тыс.человек до 250 тыс.человек и на ней расположены одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

менее 30 процентов населения либо территории попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.

С целью снижения возможных потерь населения, повышения устойчивости работы объектов и подготовки сил ГО к ликвидации последствий нападения противника предусмотрен перевод гражданской обороны с мирного на военное положение.

 

Ведение гражданской обороны:

- приведение в готовность органов управления гражданской обороной, технических систем управления и связи гражданской обороны;

- приведение в готовность сил гражданской обороны;

- проведение первоочередных мероприятий по наращиванию возможностей органов управления гражданской обороной, сил и средств гражданской обороны по выполнению возложенных задач;

- реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами;

- проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обеспечение действий сил гражданской обороны и проведение мероприятий гражданской обороны.

Перевод гражданской обороны на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно.

Перевод ГО на военное положение осуществляется на основе решения Правительства РФ, которое доводится до исполнителей по системе управления.

Приведение системы ГО в высшие степени готовности может осуществляться последовательно, либо сразу в высшие, минуя промежуточные, с проведением мероприятий, предшествующими степенями готовности ГО.

Органы управления и формирования ГО организаций при переводе гражданской обороны в высшие степени готовности проводят следующие основные мероприятия:

- первоочередные мероприятия 1-й группы («Готовность ГО ПМ-I), в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени;

- первоочередные мероприятия 2-й группы («Готовность ГО ПМ-II), повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач ГО в военное время;

- мероприятия общей готовности ГО («Общая готовность»), вводящие в действие планы ГО на военное время в полном объеме;

- организуют и проводят предусмотренные планами мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время.

При введении «Готовности ГО ПМ-I»уточняются планы ГО, проверяется система связи и оповещения, готовятся к выдаче СИЗ, снижаются запасы АХОВ и взрывоопасных веществ.

При введении «Готовности ГО ПМ-II»смены боевых расчетов пунктов управления дежурят круглосуточно, системы управления, связи и оповещения приводятся в полную готовность, все защитные сооружения, подвалы и заглубленные помещения приводят в готовность к укрытию населения. Если «Готовность ГО ПМ-П» была введена сразу, то необходимые мероприятия «Готовности ПМ-1» проводятся одновременно.

При введении «Общей готовности»планы ГО вводятся в действие приказами соответствующих руководителей, которые организуют выполнение мероприятий ГО военного времени (кроме эвакомероприятий) в полном объеме. Если «Общая готовность» была введена сразу, то необходимые мероприятия «Готовностей ГО ПМ-I, ПМ-II» выполняются одновременно.

Общее время на проведение мероприятий готовностей ПМ-I, ПМ-II и «Общая готовность» не должно превышать 24 часов на каждую готовность.