Правовая охрана окружающей природной среды в населенных пунктах.

111. Правовая охрана окружающей природной среды в населенных пунктах. Правовые меры обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Окружающая среда населенных пунктов — это категория, характеризующая среду жизнедея-тельности человека. Поэтому основной целью правового механизма охраны окружающей природной среды населенных пунктов является создание благоприятных условий для жизни и здоровья человек.

Основными источниками воздействия на состояние окружающей природной среды населенных пунктов являются:
-строительная деятельность;
-сельскохозяйственная деятельность;
-эксплуатация хозяйственных объектов;
-использование природных ресурсов на территории населенных пунктов.

С учетом названных факторов формируется система правовой охраны окружающей природной среды населенных пунктов.
Основными направлениями охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах являются:
1) разработка и реализация мероприятий по разгрузке городских территорий перенасыщенных людскими ресурсами и техникой;
2) установление режима использования и охраны экологических систем на территории города путем введения благоприятных условий для них;
3) разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению внешней среды городов;
4) зонирование городских территорий (жилые зоны; общественно-деловые зоны; зоны сельскохозяйственного использования; рекреационные зоны; зоны военных объектов; производственные зоны; зоны специального назначения; зоны инженерных и транспортных инфраструктур; коммунально-складские зоны; другие зоны);
5) обеспечение санитарного режима путем предотвращения загрязнения окружающей среды вредными веществами, предотвращения вредных физических воздействий от шума, вибраций, влияния магнитных полей;
6) проведение озеленительных работ, путем обустройства парков, садов, набережных, бульваров, скверов. При этом озеленительные работы должны проводиться равномерно и непрерывно;
7) осуществление муниципального контроля за состоянием окружающей среды. Для этого создается специальный орган - городской комитет охраны природы, он подчиняется городским властям. В функции этого органа также входит: управление и координация деятельности по охране природы на территории города совместно с другими природоохранными органами; координация деятельности предприятий, учреждений, организаций города по охране окружающей среды; участие в организации единой системы экологического мониторинга в населенном пункте; ведение местной «Красной книги».

Санитарная охрана населенных пунктов включает:
1) нормирование качества окружающей среды;
2) контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства и состоянием окружающей среды.
Нормирование качества окружающей среды выражается в установлении нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде и нормативов предельно допустимого уровня воздействия на окружающую среду.
Объектом нормирования выступают: качественное состояние водных объектов, почв и атмосферного воздуха в пределах населенных пунктов.

 


Санитарные и строительные нормы и правила строительства и реконструкции городов требуют при проектировании, строительстве и расширении городов предусматривать максимальное сохранение и использование существующих зеленых насаждений. Они устанавливают оптимальные размеры площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предписывают обязательное устройство общегородских, районных общих и спе-циализированных (детских, спортивных, ботанических и т.д.) парков, скверов, садов.
На территориях, прилегающих к крупным городам, создаются зеленые зоны, предназначенные для отдыха населения, улучшения микроклимата и состояния воздушного бассейна, санитарно-гигиенических условий жизни города. По своему назначению они подразделяются на лесопарковые и лесохозяйственные зоны. Лесопарковая зона включает леса, загородные парки, сады, питомники, эстетически ценные ландшафты. Лесохозяйственные зоны состоят из площадей, занятых домами и базами отдыха, пансионатами, пляжами, спортивными сооружениями, лечебно-профилактическими учрежде-ниями.
В пределах зеленой зоны допускается размещение зданий и сооружений, обслуживающих пригородное сельское и лесное хозяйство, железнодорожных и автомобильных путей, линий электропередач и связи. Запрещается размещать предприятия, загрязняющие окружающую среду, не связанные с обслуживанием города и его пригородных и зеленых зон. Населенные пункты зеленой зоны ограничиваются в дальнейшем территориальном развитии.
Зеленые насаждения городов и других населенных пунктов ввиду их исключительной важности для экологического благополучия населения являются объектом особой охраны.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются федеральным законом (ст. 19 ЛК РФ). В настоящее время в Государственной Думе разрабатывается Закон «О зеленой растительности в городах».

Близко к проблеме охраны зеленых насаждений в городах и пригородных зеленых зонах стоит проблема охраны рекреационных городских зон (пляжи, парки, лесопарки).
Рекреационные зоны — это зоны массового отдыха людей. Их основное назначение — восстановление физических и моральных сил человека.
По степени посещаемости и по удаленности от жилых застроек различаются три вида рекреационных зон:
• ближняя — зона, доступная для посещения каждый день или раз в неделю;
• средняя — частота посещаемости этой зоны — от одного раза в неделю или в 2—3 месяца);
• дальняя — посещаемая не чаще одного раза в год.
Повышенное внимание на соблюдение экологических нормативов должно быть обращено органами местного самоуправления, санитарно-эпидемиологическими и природоохранными органами, ближайшими к рекреационной зоне. Эти зоны отдыха расположены на территории города и поэтому удобны для посещения, но именно в них, особенно в летний сезон, существует высокая степень загрязнения грунта бытовым мусором, что чаще всего связано с отсутствием мусоросборников, служб сервиса, а также низкой культурой отдыхающих. К началу купального сезона в крупных городах России качество воды в рекреационных зонах не соответствует санитарным нормам.

64.Правовое содержание деятельности органов санитарно-эпидемиологического надзора

ФЗ «о санитарно-эпидемиалогическом благополучии населения»

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);

массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.

Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 августа 2011 года. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;

федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции;

проведения социально-гигиенического мониторинга;

научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;

мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории инновационного центра "Сколково", в том числе особенности утверждения и применения санитарно-эпидемиологических требований, устанавливаются Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

Статья 3. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

определение основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;

социально-гигиенический мониторинг;

установление единой системы государственного учета и отчетности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

ведение государственных регистров потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также отдельных видов продукции, ввоз которых впервые осуществляется на территорию Российской Федерации;

обеспечение санитарной охраны территории Российской Федерации;

введение и отмена на территории Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина);

введение и отмена санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

подготовка и опубликование ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;

координация научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

своевременное и полное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, в том числе об ограничительных, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях).

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением;

право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

право осуществления мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

обеспечение своевременного информирования населения субъекта Российской Федерации о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

65. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия
Понятие зоны экологического бедствия

Статьей 57 Закона об охране окружающей среды введены в оборот понятия зона экологического бедствия и зона чрезвычайной ситуации. При этом законодатель вопреки сложившейся традиции не дал определения названным понятиям. Более того, несмотря на ко многому обязывающее название этой статьи, Закон делает отсылку к законодательству о зонах экологического бедствия, которым должен устанавливаться порядок объявления и установления таких зон.

Вместе с тем Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" более предметно регламентировал названную сферу. Например, согласно ст. 59 зонами экологического бедствия объявлялись участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. При этом такие зоны объявлялись указами Президента РФ по представлению специально уполномоченного государственного органа в сфере охраны окружающей среды на основании заключения государственной экологической экспертизы, проводимой в соответствии со ст. 11 Закона об экологической экспертизе на федеральном уровне.

В зонах экологического бедствия предусматривалось:

прекращение деятельности хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на их территории населения;

запрещение строительства, реконструкции новых хозяйственных объектов, существенное ограничение всех видов природопользования;

принятие оперативных мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

В рамках существовавшего ранее порядка ни один из участков территории РФ за истекшие более чем десять лет не был признан зоной экологического бедствия, хотя, по оценкам ученых, оснований для принятия таких решений было предостаточно.

Вместе с тем косвенным подтверждением со стороны государства наличия такого рода территорий является принятие Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и федеральных законов от 26.11.1998 № 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и от 10.01.2002 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".

Соответствующие территории, подвергшиеся радиационному воздействию, исходя из уровня оказанного па них негативного влияния, подразделяются на:

зоны отчуждения;

зоны отселения;

зоны проживания с правом на отселение;

зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Границы этих зон с учетом реальной обстановки должны пересматриваться Правительством РФ не реже чем раз в три года.

К названной группе законодательных актов также можно отнести Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории". То есть сегодня проблема решена только в отношении территорий, подвергшихся радиационному загрязнению.

Таким образом, законодательство о зонах экологического бедствия находится в стадии становления и требует своего развития.