Принцип платности недропользования и его содержание.

 

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
2. регулярные платежи за пользование недрами;
3. плата за геологическую информацию о недрах;
4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5. сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.
(часть шестая в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Комментарий к статье 39
Комментируемая статья 39 Закона посвящена общим принципам, лежащим в основе системы платежей, взимаемых при пользовании недрами.
В основе недропользования в Российской Федерации лежит принцип платности, закрепленный в комментируемом Законе <*>, который предполагает взимание обязательных платежей при пользовании недрами, если иное не предусмотрено законом. Принцип платности недропользования вытекает из закрепленного ст. 1.2 комментируемого Закона права государственной собственности на недра.
--------------------------------
<*> Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 16. Ст. 834. (Федеральным законом от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ Закон РФ "О недрах" был изложен в новой редакции.)
Закрепление в комментируемом Законе принципа платности пользования недрами как объектом права государственной собственности не является принципиально новым положением для отечественного законодательства. Платность недропользования устанавливалась Уставом Горным Российской Империи <*> и Горным положением СССР <**>. Последнее утратило силу после принятия Конституции СССР 1936 года, провозгласившей бесплатность пользования землей, недрами и иными природными ресурсами. Принцип бесплатности недропользования действовал в нашей стране вплоть до вступления в силу в 1992 году первой редакции комментируемого Закона.
--------------------------------
<*> См.: Перчик А.И. Горное право: Учебник. М., 2002. С. 85.
<**> Горное положение Союза ССР. Утв. ЦИК и СНК СССР от 9 сентября 1927 г. // СУ РСФСР. 1927. N 68. Ст. ст. 687, 688.
Для других стран принцип платности недропользования является практически всеобщим.
Действующая в настоящее время в Российской Федерации система налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, сложилась в 2002 году после вступления в силу главы 26 Налогового кодекса РФ <*> (далее - НК РФ), а также ряда иных нормативных правовых актов.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3429.
До этого лица, осуществлявшие добычу полезных ископаемых, являясь субъектами предпринимательской деятельности, были плательщиками общих для всех предпринимателей налогов и сборов (НДС, налог на прибыль (доход) и т.п.), а также ряда специальных платежей, установленных в комментируемом Законе, к которым относились:
- сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии;
- платежи за пользование недрами (платежи за право поиска и оценки месторождений, платежи за право разведки месторождений, платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти), платежи за пользование недрами в других целях);
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- акцизы;
- платежи за пользование акваторией и участками дна территориального моря.
Вступление в силу главы 26 и главы 26.4 НК РФ, а также ряда других нормативных правовых актов значительно видоизменило систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования. В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных комментируемым Законом. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты налога на имущество, а также ряда других обязательных платежей.
Приступая к рассмотрению платы за недропользование, необходимо уяснить правовую природу общественных отношений, складывающихся при пользовании недрами, и правовой режим объектов таких отношений, поскольку именно они определяют характер налогов, сборов и иных обязательных платежей, связанных с добычей полезных ископаемых и использованием участков недр в иных целях.
Недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Законодательство Российской Федерации регулирует налогообложение в сфере недропользования исключительно в тех случаях, когда поиск, разведка и добыча минерального сырья, а также использование недр в иных целях осуществляются на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Часть 1 ст. 67 Конституции РФ предполагает, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Выделяют сухопутную, водную и воздушную территории государства. В этих пределах государство реализует свою власть. Исключительный характер такой власти в границах государства именуется государственным суверенитетом.
Применительно к добыче ископаемых видов сырья первоочередной интерес представляют сухопутная и водная территории России. Сухопутной территорией России является суша, находящаяся в пределах ее государственных границ. Водная территория включает внутренние воды и территориальное море.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается <*>:
--------------------------------
<*> Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 17. Ст. 594.
- на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
- на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации;
- на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
- на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
- на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения Государственной границы на воде.
Основным законодательным актом, определяющим правовой режим водной территории, является Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне" <*>. В ст. 1 названного Закона внутренние морские воды определяются как воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды:
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833.
- портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;
- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;
- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".
В ст. 2 названного Закона дается определение и устанавливаются границы территориального моря. Это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемый от исходных линий. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, установлены в ст. 4 данного Закона. В процессе делимитации территориального моря между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с ее побережьем, может быть установлена иная ширина территориального моря.
Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.
На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации. Одновременно Законом признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.
Юрисдикция российского государства распространяется не только на поверхность суши и вод в пределах географических границ России, но и на находящиеся под ними недра.
В преамбуле Закона о недрах сказано, что он является основным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей. Таким образом, этот Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Указанные территории обладают так называемым смешанным режимом. Хотя они не входят в состав государственной территории прибрежного государства, такое государство осуществляет в их пределах определенные суверенные права и несет обязанности, установленные внутренним законодательством и международным правом.
Установлению правового режима континентального шельфа посвящен Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" <*>. Статья 1 данного Закона определяет границы континентального шельфа Российской Федерации, который включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4694.
Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на расстояние более чем 200 морских миль. При этом должны учитываться положения упомянутого Закона, касающиеся делимитации континентального шельфа. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона распоряжение недрами континентального шельфа входит в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации.
Часть 1 ст. 5 Закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" предполагает, что Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе:
- суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных и живых ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа и не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;
- исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
- исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
- юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
Коммерческое использование исключительной экономической зоны также регулируется международным правом и законодательством прибрежного государства. В современном международном праве под исключительной экономической зоной прибрежного государства понимается район моря, включающий водную толщу, морское дно и его недра, находящийся за пределами территориального моря прибрежного государства и прилегающий к нему и имеющий особый правовой режим. Сказанное применимо также ко всем островам прибрежного государства.
В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" <*>. Наряду с этим в отношении исключительной экономической зоны действуют общепринятые принципы международного права и нормы ратифицированных Россией международных договоров.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 51. Ст. 6273.
Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. С учетом проводимой противолежащими друг другу прибрежными государствами делимитации границ, в пределах которых осуществляются их суверенные права, внешняя граница исключительной экономической зоны России находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
В отношении исключительной экономической зоны прибрежное государство располагает такими же суверенными правами, как и в отношении континентального шельфа. Они включают права на разведку, разработку и сохранение живых и неживых природных ресурсов в водах, на морском дне и в его недрах. Помимо этого они включают управление природными ресурсами, а также право экономической разведки и разработки зоны.
Помимо прибрежного государства, иные государства располагают в пределах исключительной экономической зоны прибрежного государства свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, т.е. пользуются в отношении перечисленных видов деятельности свободами, предусмотренными режимом открытого моря. Другие свободы открытого моря осуществляются ими с учетом внутреннего законодательства и юрисдикции прибрежного государства.
Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (ст. 16) предполагает, что разведка и разработка неживых ресурсов в зоне производятся на основании лицензии, выдаваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр. Там же установлено, что условия и порядок выдачи лицензии, ее содержание, срок, на который она предоставляется, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Законом о недрах, Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и международными договорами Российской Федерации.
Условия коммерческого использования территорий исключительной экономической зоны и недр под ней, предоставляемые иностранным гражданам и иностранным юридическим лицам, иностранным государствам и компетентным международным организациям, не могут быть более благоприятными, чем условия, предоставляемые гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам.
Прибрежное государство обладает исключительным правом на сооружение на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны искусственных островов, установок и сооружений. Создание, использование и эксплуатация искусственных островов, установок и сооружений на шельфе, а также в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации". Данный Закон определяет порядок проведения буровых работ для любых целей на морском дне и в его недрах. Правовому регулированию создания искусственных сооружений и прокладки подводных кабелей и трубопроводов посвящена гл. IV Закона "О континентальном шельфе". Статья 16 данного Закона предусматривает, что искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом островов и не имеют территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края этих сооружений.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 указанного Закона субъекты, направившие в установленном порядке запрос на создание и использование искусственных сооружений, получившие разрешение на проведение соответствующих работ, вправе владеть искусственными сооружениями и использовать их в соответствии с выданным разрешением. Передача искусственных островов, установок и сооружений другим лицам вопреки выданному разрешению запрещается.
Определяющей для правовой природы общественных отношений в сфере недропользования, а также организации налогообложения в этой сфере является правовая норма, закрепленная в ч. 1 ст. 1.2 Закона о недрах. В соответствии с нею недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Гражданское законодательство Российской Федерации (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ <*> (далее - ГК РФ)) относит участки недр к недвижимым вещам, т.е. рассматривает их в качестве объектов гражданских прав. Условия нахождения вещей в гражданском обороте определяются ст. 129 ГК РФ. Пункт 3 данной статьи предусматривает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Применительно к участкам недр законом, определяющим их оборотоспособность, является Закон о недрах. Согласно ч. 2 ст. 1.2 данного Закона, участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.
--------------------------------
<*> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.
Как правило, право пользования участками недр предоставляется на основании специального разрешения (лицензии). Однако разрешительный порядок предоставления прав пользования участками недр и распоряжения ими не имеет универсального характера. В отдельных случаях права пользования участками недр могут возникать из договорных отношений. В связи с этим можно говорить о различных режимах недропользования: лицензионном и договорном. Под лицензионным режимом в данном случае понимается общий административно-правовой порядок предоставления прав пользования участками недр, а под договорным - порядок предоставления прав недропользования, основанный на договоре между государством и пользователем недр.
Основания возникновения прав пользования участками недр предусматриваются ст. 10.1 комментируемого Закона. При этом общий порядок предоставления участков недр в пользование основан на административно-правовом механизме. В данном случае для приобретения юридическим или физическим лицом права пользования недрами необходимо принятие властно-распорядительного акта уполномоченными органами государственной власти, на основании которого выдается лицензия на пользование участками недр. В силу того что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, решение о предоставлении права пользования участком недр принимается, как правило, совместно федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий участок недр. Права недропользования возникают с момента государственной регистрации лицензии в уполномоченном федеральном органе управления государственным фондом недр <*>.
--------------------------------
Постановление Правительства РФ от 25.09.2000 N 726 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.07.2004 N 370 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации". <*> В настоящее время таким федеральным органом исполнительной власти является Министерство природных ресурсов РФ (далее - МПР РФ) (см.: п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. N 726 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 40. Ст. 3971).
В ст. 10.1 комментируемого Закона предусмотрены следующие основания возникновения прав пользования участками недр:
- решение Правительства РФ, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
- решение Правительства РФ при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения;
- совместное решение МПР РФ или его территориального подразделения и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, принятое по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
- совместное решение МПР РФ или его территориального подразделения и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- решение МПР РФ или его территориального подразделения, согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для целей геологического изучения участков недр, в том числе участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;
- совместное решение МПР РФ или его территориального подразделения и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
- решение Правительства РФ, согласованное с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
- совместное решение МПР РФ или его территориального подразделения и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованное с федеральным органом государственного горного надзора или его территориальным органом, для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- совместное решение МПР РФ или его территориального подразделения и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;
- установленный органами представительной власти субъектов Российской Федерации порядок получения права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- совместное решение МПР РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для образования особо охраняемых геологических объектов;
- случаи перехода права пользования участками недр в соответствии с основаниями, установленными федеральными законами, регулирующими отношения недропользования;
- вступившее в силу соглашение о разделе продукции, заключенное в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции";
- совместное решение МПР РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр для целей осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено.
В соответствии с комментируемым Законом обычным условием принятия решения о предоставлении права пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых является проведение конкурса или аукциона. Конкурсы и аукционы организуются в соответствии со ст. 13.1 комментируемого Закона, однако указанная статья не содержит строгой регламентации процедуры их проведения, порядка принятия решений о результатах конкурса (аукциона); в ней закреплены лишь основные критерии для выявления победителей. При этом в соответствии с комментируемым Законом решение указанных вопросов должно осуществляться в отношении каждого участка недр самостоятельно.
Комментируемый Закон предусматривает возможность получения права пользования участком недр и минуя конкурс (аукцион). Так, решение о предоставлении права на разведку и добычу полезных ископаемых может быть принято без проведения конкурса (аукциона) при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых лицом, проводившим геологическое изучение недр за счет собственных средств. Конкурс (аукцион) не проводится также при предоставлении участка недр в краткосрочное пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых в случае, если право пользования таким участком было ранее досрочно прекращено. Кроме того, проведение конкурсов (аукционов) не предусматривается при предоставлении прав пользования участками недр для целей, не связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых.
Основания прекращения права пользования недрами предусмотрены ст. 20 Закона о недрах. Данная статья включает в себя две части. В первой из них указаны обычные основания прекращения права пользования недрами, а именно:
- по истечении установленного в лицензии срока ее действия;
- при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;
- при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;
- при переоформлении лицензии с нарушением условий, предусмотренных пунктом 2 части первой статьи 17.1 комментируемого Закона.
Частью 2 статьи 20 комментируемого Закона установлены основания досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами по инициативе органов, предоставивших лицензию. К таким основаниям относятся:
- возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
- нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;
- систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами;
- возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
- если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
- ликвидация юридического лица, которому недра были предоставлены в пользование;
- по инициативе владельца лицензии.
Основной целью недропользования в настоящее время является получение дохода от добычи полезных ископаемых, под которыми следует понимать природные минеральные образования в земной коре неорганического и органического происхождения, которые при данном уровне развития экономики и техники могут быть использованы в народном хозяйстве в естественном виде как сырье или после соответствующей переработки. По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на:
- твердые (различные руды, уголь, каменная соль и др.);
- жидкие (нефть, минеральные воды);
- газообразные (горючий газ).
Образование полезных ископаемых бывает эндогенным, т.е. в связи с извержением или излиянием магматических масс, экзогенным - путем осадконакопления и метафорическим - при высоких давлениях или при соприкосновении (контакте) раскаленной лавы с осадочными горными породами. По составу и особенностям использования обычно различают три основные группы полезных ископаемых:
- горючие - уголь, торф, горючие сланцы, нефть, природный газ;
- металлические - руды черных, цветных, редких, благородных и радиоактивных металлов;
- неметаллические полезные ископаемые.
Однако это разделение называется условным, поскольку одно и то же полезное ископаемое может применяться в различных отраслях хозяйства.
Недобытые полезные ископаемые, как отмечалось выше, находятся в государственной собственности. После их извлечения из недр полезные ископаемые переходят в собственность лица, их добывшего.
Подводя итог сказанному выше, следует обратить внимание на двойственную природу всех платежей, взимаемых при недропользовании.
С одной стороны, с позиции бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах данные платежи имеют налоговую природу, представляя собой обязательные взносы, взимаемые, как правило, в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих их плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежные суммы, полученные от уплаты которых идут на финансовое обеспечение реализации функций государства и выполнения стоящих перед ним задач.
С другой стороны, необходимо отметить, что государство взимает обязательные платежи в сфере недропользования, являясь собственником недр. Что позволяет говорить не только о налоговой природе таких платежей, но и о их концессионном характере.
Между законодательством о недрах и законодательством о налогах и сборах существует противоречие, заключающееся в том, что первое допускает внесение обязательных платежей, связанных с недропользованием в натуральной форме, т.е. путем передачи в собственность государства части добытых полезных ископаемых. Законодательство о налогах и сборах такую возможность исключает. Данное противоречие должно быть разрешено в пользу налогового законодательства, поскольку именно оно определяет порядок и формы взимания налогов и сборов <*>.
--------------------------------
<*> См., например: письмо Минфина РФ и МНС РФ от 25 августа, 8 сентября 2000 г. NN 83н, БГ-6-09/723 "О неденежных формах исполнения обязанности по уплате налогов и сборов" // Экономика и жизнь. 2000. N 41.
В соответствии с комментируемой статьей при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
- регулярные платежи за пользование недрами;
- плата за геологическую информацию о недрах;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе);
- сбор за выдачу лицензий.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Согласно ч. 2 комментируемой статьи кроме указанных платежей пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Так, в систему обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, также входят налог на добычу полезных ископаемых (см.: гл. 26 НК РФ и комментарий к ней) и акцизы на минеральное сырье и нефтепродукты. Кроме того, при совершении экспортных операций с добытыми полезными ископаемыми уплачивается таможенная пошлина на условиях, установленных таможенным законодательством. Особый налоговый режим установлен для лиц, с которыми было заключено соглашение о разделе продукции (см.: гл. 26.4 НК РФ и комментарий к ней).
Платежи, предусмотренные комментируемой статьей, в соответствии с законодательством о налогах и сборах <*>, уплачиваются помимо налогов и сборов, установленных в НК РФ. Уплата таких платежей не освобождает недропользователей от уплаты иных налогов и сборов, если иное не установлено законом.
--------------------------------
<*> См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3429.
Части 3 - 6 комментируемой статьи посвящены платежам за пользование недрами, уплачиваемым пользователями недр, выступающими стороной соглашений о разделе продукции (об исполнении соглашений о разделе продукции в части взимания обязательных платежей за пользование недрами см. также комментарий к гл. 26.4 НК РФ).
При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", пользователь недр, являющийся стороной такого соглашения, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и гл. 26.4 НК РФ. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции. Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В ч. 5 и ч. 6 комментируемой статьи закреплены положения о действии во времени законодательства о разделе продукции. Так, порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания данного соглашения. При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.