Место художественного образования в учебно-воспитательной системе. Образы детства в русском искусстве эпохи Просвещения

Ø В русском искусстве под влиянием западноевропейской эстетической «моды» развиваются стили ....................(..................), ..............................и – к концу эпохи –......................................

Ø В XVIII в. в России создается ...............................................................

....................................................................:

¨ В 1757 году открывается ....................................................(возглавил граф Шувалов)

¨ Через 7 лет, в 1765 году открывается построенное по проекту Кокоринова здание на Васильевском острове (учебные, жилые помещения, музей) . 4 направления деятельности надписаны на фасадах:...................................................................................................

¨ Обучение основам художественно-творческой деятельности становится в эту пору неотъемлемой частью воспитания: практически во всех уч. заведениях есть уроки......................., в большинстве занимаются также .........................и .......... искусством.

Ø Образы детства представлены в изобразительном искусстве, театре, литературе. Характеристика их:

¨ дитя – ....................................(портреты Сары Фермор работы Вишнякова, гр. Бобринского работы Ф.Рокотова)

¨ просвещенный и воспитанный ребенок (нюансы возраста неразличимы) – предмет ................................педагога.

¨ В искусстве сентиментализма (Боровиковский) самоценное значение обретает ............................................................между матерью и детьми.

3. Формирование в России высшей школы и развитие науки. Деятельность М.В.Ломоносова.

Ø 1725 г. – открытие Академии наук по указу...............................

Ø Создание при Академии............................, а затем ................................

Ø 1731 – Сухопутный (а позже и морской ) Шляхетный корпус: обучение 10-12 лет

Ø открываются иностранные пансионы, в семьях работает множество гувернеров-иностранцев

Ø М.В.Ломоносов (1711 –1765)

¨ Учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве (за 1 год прошел ..........летний курс). С 1735 г. – в Петербургской Академии наук и в том же году отправляется в ..............................(5 лет)

¨ С 1741 года – в Петербургской Академии наук. Пишет учебники: «Риторика», «Российская грамматика», «Экспериментальная физика»

¨ 1755 г. –стараниями Ломоносова открыт ..................... университет, а при нем 2 гимназии: для дворян и разночинцев

Учебно-воспитательные учреждения нового типа. Деятельность И.И.Бецкого.

И.И.Бецкой (1704 – 1795) Много лет провел во Франции, Екатерина привлекла его к реализации проектов о народном образовании

Открытие ....................................................в Петербурге и Москве (запрещены телесные наказания)

Открытие ...............................................благородных девиц (с 6 до 18 лет)

Организационная перестройка российской школы. Ф.Янкович

Ø Федор Янкович (1741 – 1814) серб, последователь Коменского, внедрял в России .................................................систему образования.

Ø Член комиссии Народных училищ: издал для учителей «Руководство»

Ø Екатерина возобновила действие указа Петра I об обязательном обучении дворян грамоте с запретом без аттестата об образовании ...................Эта коллизия – в основе сюжета «...................» Фонвизина.

Российская педагогическая печать эпохи Просвещения. Н.Новиков.

Ø Николай Новиков (1744 – 1818)

Ø Издатель Дидро, Руссо, энциклопедии Коменского «....... …….........................................................................»

Ø Помимо нескольких журналов для взрослых («Трутень», «Живописец») издал первый в России.................................: «Детское чтение для сердца и разума»

6. Влияние присоединения белорусских земель к России на национальное образование.

Ø Три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795)присоединили к России практически все белорусские земли, где, по мнению современных историков, поживало ок. 3 млн. чел.

Ø Впервые в административном делении появляется термин «..........................», «................». Однако белорусов в отличие от литовцев считают лишь племенным ответвлением русского народа. Языком обучения становится исключительно русский.

Ø Интерес к белорусскому языку и культуре приобретает ......................................характер.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1 Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции

2 Назовите славянские языческие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей

3 Подтвердите примерами влияние принятия христианства в Древней Руси на распространение грамотности.

4 Проведите параллели между «Поучением» Владимира Мономаха и другими известными из истории педагогики сочинениями этого жанра.

5 Охарактеризуйте место белорусских земель и белорусских просветителей в контексте восточнославянской культуры

Þ в эпоху древнерусских княжеств;

Þ в период ВКЛ;

Þ в период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой.

(для полного ответа на вопрос привлеките материал семинарских занятий).

6 Охарактеризуйте вклад белорусских просветителей XVII века в развитие культуры и образования в России (для полного ответа на вопрос используйте материал семинарских занятий).

7 Назовите инновации ПетраI в области российского просвещения.

8 Проследите пути проникновения в Россию идей западноевропейского Просвещения.

10. Укажите место общего и профессионального художественного образования в Российской империи XVIII в., включая художественное образование на белорусских землях (для полного ответа используйте материал семинарских занятий).

11. Охарактеризуйте новые типы воспитательных и учебных учреждений, появившихся в России в XVIII веке. Укажите роль выдающихся деятелей российского просвещения, причастных к созданию и развитию этих учреждений.

12. Назовите и проанализируйте наиболее заметные явления российской художественной культуры XVIII в., посвященные теме детства.

13. Проследите историческую динамику использования старобелорусского языка как языка образования и культуры.


Тема 15. ИДЕИ РАЗВИВАЮЩЕГО И ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ.

ПЛАН

1. Важнейшие социальные явления, определившие мировоззрение и духовные потребности общества в XIX в. Детские образы в художественной культуре XIX в.

2. Становление педагогики как науки. Научно-педагогическая деятельность И.Ф.Гербарта.

3. Развитие дидактики; вклад Ф.В.А.Дистервега в совершенствование этой отрасли педагогики.

4. Новые формы обучения и воспитания. Педагогические нововведения Р.Оуэна.