Место художественного образования в учебно-воспитательной системе. Образы детства в русском искусстве эпохи Просвещения
Ø В русском искусстве под влиянием западноевропейской эстетической «моды» развиваются стили ....................(..................), ..............................и – к концу эпохи –......................................
Ø В XVIII в. в России создается ...............................................................
....................................................................:
¨ В 1757 году открывается ....................................................(возглавил граф Шувалов)
¨ Через 7 лет, в 1765 году открывается построенное по проекту Кокоринова здание на Васильевском острове (учебные, жилые помещения, музей) . 4 направления деятельности надписаны на фасадах:...................................................................................................
¨ Обучение основам художественно-творческой деятельности становится в эту пору неотъемлемой частью воспитания: практически во всех уч. заведениях есть уроки......................., в большинстве занимаются также .........................и .......... искусством.
Ø Образы детства представлены в изобразительном искусстве, театре, литературе. Характеристика их:
¨ дитя – ....................................(портреты Сары Фермор работы Вишнякова, гр. Бобринского работы Ф.Рокотова)
¨ просвещенный и воспитанный ребенок (нюансы возраста неразличимы) – предмет ................................педагога.
¨ В искусстве сентиментализма (Боровиковский) самоценное значение обретает ............................................................между матерью и детьми.
3. Формирование в России высшей школы и развитие науки. Деятельность М.В.Ломоносова.
Ø 1725 г. – открытие Академии наук по указу...............................
Ø Создание при Академии............................, а затем ................................
Ø 1731 – Сухопутный (а позже и морской ) Шляхетный корпус: обучение 10-12 лет
Ø открываются иностранные пансионы, в семьях работает множество гувернеров-иностранцев
Ø М.В.Ломоносов (1711 –1765)
¨ Учился в Славяно-греко-латинской Академии в Москве (за 1 год прошел ..........летний курс). С 1735 г. – в Петербургской Академии наук и в том же году отправляется в ..............................(5 лет)
¨ С 1741 года – в Петербургской Академии наук. Пишет учебники: «Риторика», «Российская грамматика», «Экспериментальная физика»
¨ 1755 г. –стараниями Ломоносова открыт ..................... университет, а при нем 2 гимназии: для дворян и разночинцев
Учебно-воспитательные учреждения нового типа. Деятельность И.И.Бецкого.
И.И.Бецкой (1704 – 1795) Много лет провел во Франции, Екатерина привлекла его к реализации проектов о народном образовании
Открытие ....................................................в Петербурге и Москве (запрещены телесные наказания)
Открытие ...............................................благородных девиц (с 6 до 18 лет)
Организационная перестройка российской школы. Ф.Янкович
Ø Федор Янкович (1741 – 1814) серб, последователь Коменского, внедрял в России .................................................систему образования.
Ø Член комиссии Народных училищ: издал для учителей «Руководство»
Ø Екатерина возобновила действие указа Петра I об обязательном обучении дворян грамоте с запретом без аттестата об образовании ...................Эта коллизия – в основе сюжета «...................» Фонвизина.
Российская педагогическая печать эпохи Просвещения. Н.Новиков.
Ø Николай Новиков (1744 – 1818)
Ø Издатель Дидро, Руссо, энциклопедии Коменского «....... …….........................................................................»
Ø Помимо нескольких журналов для взрослых («Трутень», «Живописец») издал первый в России.................................: «Детское чтение для сердца и разума»
6. Влияние присоединения белорусских земель к России на национальное образование.
Ø Три раздела Речи Посполитой (1772, 1793, 1795)присоединили к России практически все белорусские земли, где, по мнению современных историков, поживало ок. 3 млн. чел.
Ø Впервые в административном делении появляется термин «..........................», «................». Однако белорусов в отличие от литовцев считают лишь племенным ответвлением русского народа. Языком обучения становится исключительно русский.
Ø Интерес к белорусскому языку и культуре приобретает ......................................характер.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ
1 Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции
2 Назовите славянские языческие обряды, связанные с рождением и воспитанием детей
3 Подтвердите примерами влияние принятия христианства в Древней Руси на распространение грамотности.
4 Проведите параллели между «Поучением» Владимира Мономаха и другими известными из истории педагогики сочинениями этого жанра.
5 Охарактеризуйте место белорусских земель и белорусских просветителей в контексте восточнославянской культуры
Þ в эпоху древнерусских княжеств;
Þ в период ВКЛ;
Þ в период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой.
(для полного ответа на вопрос привлеките материал семинарских занятий).
6 Охарактеризуйте вклад белорусских просветителей XVII века в развитие культуры и образования в России (для полного ответа на вопрос используйте материал семинарских занятий).
7 Назовите инновации ПетраI в области российского просвещения.
8 Проследите пути проникновения в Россию идей западноевропейского Просвещения.
10. Укажите место общего и профессионального художественного образования в Российской империи XVIII в., включая художественное образование на белорусских землях (для полного ответа используйте материал семинарских занятий).
11. Охарактеризуйте новые типы воспитательных и учебных учреждений, появившихся в России в XVIII веке. Укажите роль выдающихся деятелей российского просвещения, причастных к созданию и развитию этих учреждений.
12. Назовите и проанализируйте наиболее заметные явления российской художественной культуры XVIII в., посвященные теме детства.
13. Проследите историческую динамику использования старобелорусского языка как языка образования и культуры.
Тема 15. ИДЕИ РАЗВИВАЮЩЕГО И ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ.
ПЛАН
1. Важнейшие социальные явления, определившие мировоззрение и духовные потребности общества в XIX в. Детские образы в художественной культуре XIX в.
2. Становление педагогики как науки. Научно-педагогическая деятельность И.Ф.Гербарта.
3. Развитие дидактики; вклад Ф.В.А.Дистервега в совершенствование этой отрасли педагогики.
4. Новые формы обучения и воспитания. Педагогические нововведения Р.Оуэна.