Назначение и методы государственного регулирования.

К общим методам (методологии) относятся совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др.

В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические методы, экономико-математические и др. Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют:

• метод экстраполяции;• метод экономических группировок;• индексный метод;

• бюджетный метод (метод выборочного обследования бюд­жетов домашних хозяйств) и др.

К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся: балансовый, программно-целевой, нормативный.

Методы прямого воздействия, как правило, охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. К ним относятся:

• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых про­граммах;

• государственные заказы и контракты на поставки определен­ных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

• нормативные требования к качеству и сертификации техно­логии и продукции;

• правовые и административные ограничения и запреты по вы­пуску определенных видов продукции и т.п.;

• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Методы косвенного воздействия влияют на интересы хозяйствующих субъектов через налоговую систему, кредит, таможен­ные сборы и т.д.К ним следует отнести:

• налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;• регулирование цен, их уровней и соотношений;• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Создание нормативных условий и поддержка деятельности граждан и юридических лиц.