Назначение и методы государственного регулирования.
К общим методам (методологии) относятся совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства и др.
В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические методы, экономико-математические и др. Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют:
• метод экстраполяции;• метод экономических группировок;• индексный метод;
• бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) и др.
К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся: балансовый, программно-целевой, нормативный.
Методы прямого воздействия, как правило, охватывают регулирование использования государственной собственности и государственных ресурсов. К ним относятся:
• определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
• государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
• государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
• нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
• правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
• лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Методы косвенного воздействия влияют на интересы хозяйствующих субъектов через налоговую систему, кредит, таможенные сборы и т.д.К ним следует отнести:
• налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;• регулирование цен, их уровней и соотношений;• платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;• таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Создание нормативных условий и поддержка деятельности граждан и юридических лиц.