В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
ПЛАН
1. Духовная жизнь Западной Европы в XVI – XVIIвв. Образы детства, а также образы учителей и учеников в искусстве XVII в.
2. Жизнь и педагогическое творчество Я.А.Коменского.
3. Педагогические теория и практика, отразившиеся в книге «Великая дидактика».
4. Коменский о дошкольном воспитании («Материнская школа»).
5. Требования Коменского к познавательной литературе для детей («Мир чувственных вещей в картинках»).
6. Оригинальная методика обучения иностранным языкам Коменского («Открытая дверь языков и наук»).
Эпоха Реформации – не только период религиозного бунта простолюдинов, поддержанных третьим сословием. В этот период под влиянием идей и событий Реформации во всей Европе радикально изменяется место школы в жизни общества, а также формы школьного образования. Ломается отжившая средневековая система образования. Книга, напечатанная на родном языке, становится общедоступным предметом. Грамотность становится нормой, а неграмотность постепенно переходит в разряд явлений, которых следует стыдиться.
Распространению грамотности способствует удешевление книг. Это произошло, благодаря созданию технологии………………………: первая печатная Библия была издана И.Гутенбергом (1397–1468) в Нюрнберге в 1445 г.
Необычайно важным для развития образования стало требование Лютера (1483-1546), высказанное в одном из его 95 тезисов (1517): «Позвольте человеку беседовать с Богом на языке, которому учила его мать». Следствием реализации этого требования стали не только перевод христианского обряда на национальные языки, но и
– перевод …………………на живые современные языки народов Европы;
– перевод………………………………….., традиционно основанного на изучении Библии, на национальные языки.
Все чаще на полотнах художников мы видим читающих детей, юношей и девушек, женщин. Гравюры передают обстановку учебных заведений, книжных лавок, заполненных покупателями. Учиться – модно: шекспировский Гамлет приезжает на похороны отца из Виттенбергского университета, известного всей Европе как место, где преподавал Лютер; учителя танцев нанимает для своих дочерей герой комедии Лопе де Вега; и даже мольеровский Журден, пожелавший стать дворянином, не скупится на учителей.
Насущной потребностью общества становится интенсификация труда учителя. Ответом на эту потребность стала деятельность Я.А.Коменского.