Гуманизм педагогического эксперимента В.де Фельтре.

В 20-х годах XVв. в Мантуе (Италия) Витторино да Фельтре (1378-1446) организовал школу, названную им «Дом радости»: действовала в специально переоборудованном дворце на лоне природы. Программа занятий включала изучение классических языков и литературы, физическое развитие, экскурсии с целью изучения природы. Школа действовала всего на протяжении полутора лет, но явилась первым опытом создания учебного заведения, опирающегося на принципы гуманизма.

В искусстве наряду с традиционными образами мадонны с младенцем появляются глубоко достоверный образ подростка (портрет работы Пентуриккио), трогательное сопоставление ребенка и старика (парный портрет работы Гирландайо). Внешность и пропорции ребенка переданы художником со всей достоверностью и тщательностью добросовестного наблюдателя. В то же время, судя по портретным образам детей из знатных семей Флоренции и Венеции, сохраняется отношение к ребенку как к «модели взрослого».

 


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Выполните письменно задания, содержащиеся в тексте лекции

2. Раскройте понятие «теоцентризм» и проследите влияние этого явления на образование в средневековой Европе.

3. Какие предметы и почему входили в комплекс «семь свободных искусств»?

4. Сравните образование в христианских и мусульманских средневековых университетах.

5. Укажите своеобразие образов детства в искусстве западноевропейского средневековья.

6. Проанализируйте мировоззренческую основу европейского Возрождения и влияние этих идей на характер образов детства в искусстве

7. Какие противоречия в системе воспитания повлияли на развитие педагогических представлений западноевропейского Возрождения? Как эти противоречия отразились в искусстве и философии?

8. Объясните инновационный смысл педагогической деятельности В.де Фельтре.


Тема 12. ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ РЕФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ