Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога.
Простейший способ классификации методов воспитания предполагает распределение их в соответствии с задачами воспитания.
I. Методы развития сознания и формирования мировоззрения. Психологической основой процессов, лежащих в основе этих методов, является принцип опережающего отражения в сознании воспитанников тех действий и поступков, которые они собираются совершить. Механизм поведения воспитанника в этом случае базируется на приобретенных знаниях о........................................................................ Методы формирования мировоззрения приучают воспитанников к анализу, т.е. обдумыванию своего поведения и соотнесению его с нормой.
Ø Сообщение (сказка, рассказ, лекция...). Выбор формы зависит от возраста воспитанника. Сообщение должно отвечать дидактическим принципам:
– .................................................,
– .......................................,
– ..........................................
Ø Беседа. В отличие от сообщения диалогична. Бывает индивидуальной (что предпочтительнее) и групповой. Цель воспитывающей беседы – выработка взаимоприемлемой (компромиссной) позиции воспитателя и воспитанника. Типичные педагогические ошибки:
ü .......................................................................................,что лишает ее конструктивности и доверительности, делает ее фальшивой, провоцирует демонстративное поведение воспитанника.
ü Подмена беседы иными приемами –.............................., ............................., ............................(т.е. вариантами сообщения).
Ø Диспут, дискуссия. Цель этого метода – вербализация и как следствие осознание воспитанником своей нравственной позиции. Метод опирается на потребность юношеского возраста в
§ ....................................,
§ ....................................,
§ выработке адекватной.................................
Главное требование к реализации этого метода – дать возможность высказаться как можно более широкому кругу участников.
Ø Метод примера. Наиболее действенный из этой группы методов. Особую роль в предъявлении примеров играет искусство.
Восприятие примера зависит от возраста воспитанника:
ü Дошкольники ......................................следуют любому примеру, предъявленному с позиции более сильного или старшего.
ü У младших школьников начинает формироваться .....................................отношение к примерам.
ü Подростков привлекают ..................................................примеры (часто независимо от их нравственного содержания). Следование примеру часто совпадает со следованием моде.
ü В пору юности должен окончательно сформироваться механизм аналитического, постоянно соотносимого с расширяющимся жизненным опытом, восприятия примера. Среди примеров выделяются.....................................
¨ НЕПЕДАГОГИЧНЫМИ, т.е. негуманными методами развития сознания и формирования мировоззрения считаются
– навязывание педагогом своей точки зрения,
– дезинформация воспитанников.
|
II. Методы организации деятельности воспитанников.Обеспечивают формирование социального опыта.
Ø .............................– первый из методов воспитания как в онтогенезе, так и в филогенезе. Отношение к игровой деятельности на протяжении истории человечества неоднократно менялось (лишь во второй половине ХХ века взрослые перестали стесняться потребности в игре и появилось выражение homo lusor – человек играющий).
Разновидности игровой деятельности:
– манипулятивная,
– предметная,
– ролевая,
– игра-театрализация,
– подвижная или спортивная,
– дидактическая,
– деловая,
– и т.д.......
Ø Педагогическое требование. Различают ...........................................пед. требование (например, к косвенным относятся
– просьба,
– совет,
– предложение
– намек.
| |||
Ø Приучение – организация деятельности воспитанников, направленная на формирование привычек поведения. Чаще всего осуществляется путем упражнения в том или ином действии. (Например, ........, ......................................................... .).Приучение может осуществляться в отношении человека любого возраста. Например, миллионы взрослых людей сейчас осваивают правила поведения в Интернете.
Ø Создание воспитывающих ситуаций. Простейший вариант этого метода –........................... Более сложные версии часто имеют игровой характер (тимуровское движение, детско-юношеские организации и т.д.). Начало сознательного применения воспитывающих ситуаций мы встречаем еще в суровой педагогике древней Спарты.