Методы эколого-экономической оценки рекреационных ресурсов
Под рекреационными ресурсами понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое и опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека.
Рекреационные ресурсы целесообразно разделить на две группы: 1. Природные рекреационные территории и ресурсы (рекреационные, курортные, лечебно-оздоровительные зоны, иные природные территории, объекты, комплексы, использование которых возможно в рекреационных целях); 2. Рекреационные социально-бытовые ресурсы (строения, сооружения, архитектурные и строительные комплексы, другие объекты социально-культурного назначения, используемые для рекреационных целей).
Методы экономической оценки рекреационных ресурсов. Для целей усиления охраны этих ресурсов и создания стимулов для их рационального использования (через установление платы за эксплуатацию естественных богатств) необходима их экономическая оценка. Цель экономической оценки – необходимость объективно отразить, что теряет народное хоз-во и общ-во в целом при уничтожении рекреационного ресурса или отказе от его использования на территории, где этот ресурс предназначен для другой хоз-ой деят-ти. Такая оценка позволяет определять эффективность различных мероприятий, направленных на более полное и рациональное использование ресурсов. Сюда же примыкает тот аспект экономической оценки природных ресурсов, который был назван инвестиционным. Основная проблема заключается в том, что экономически оценить природные рекреационные ресурсы довольно сложно. К настоящему времени в основном разработаны подходы к оценке рассматриваемых ресурсов на основе балльного метода. Однако балльные методы оценки не пользуются безоговорочным признанием, так как они не лишены субъективности и не дают расчетных показателей, поддающихся экономическому анализу. Поэтому там, где использование количественных методов пока невозможно или они пока не разработаны, использование балльных методов является единственно возможным методом оценки.
При рассмотрении туристско-рекреационных ресурсов чаще всего используются два вида оценок: качественная и количественная. Количественная оценка включает в себя: - показатели объема запасов, необходимых для определения
потенциальной емкости территориальных рекреационных систем, оптимизации нагрузок; - показатели площади распространения ресурсов, благоприятных для рекреационного использования, установления границ санитарных округов; - продолжительность комфортного сезона использования рекреационных ресурсов, определяющих сезонность использования и развития туризма.
Основой для определения экономической оценки природных рекреационных ресурсов должен стать кадастр. Анализ отечественного и зарубежного опыта в области создания кадастров показывает, что кадастровая система оценки лежит в основе управления многими из природных ресурсов, а именно: земельными, водными, лесными, минеральными. Кадастр происходит от латинского слова “capitastum” – реестр, список, документ, составляемый официальным органом или учреждением, – и представляет собой систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов или явлений с их экономической (эколого-социально-экономической) оценкой; данные о динамике и степени их изученности с приложением картографических и статистических материалов; рекомендации по использованию объектов или явлений, предложение мер по их охране, указания на необходимость дальнейших исследований и т. д. Кадастровая система учета и оценки природных ресурсов эффективно обеспечивает накопление и оперативное использование обширных массивов информации.
В целом кадастр должен отражать не только данные о природном состоянии ресурса, но и содержать оценочную характеристику его использования. Качественные и количественные показатели служат основой группировки и классификации природных ресурсов. Таким образом, методологической основой кадастра является сочетание учетных и оценочных показателей производственно-экономического содержания. Главной задачей при этом является обеспечение охраны природного ресурса и повышение эффективности его использования. Экономическая оценка возможна только для тех рекреационных ресурсов, народнохозяйственный эффект от которых можно измерить: для минеральных вод, лечебных грязей, озокерита, леса, поверхностных вод, природных национальных парков.
Методы определения рекреационной нагрузки.Природные комплексы и составляющие их элементы существенно различаются по своей потенциальной устойчивости к рекреационным нагрузкам. Устойчивостью природного территориального комплекса против рекреационных нагрузок называется его способность противостоять этим нагрузкам до известного предела, за которым происходит потеря способности его к самовозобновлению. Под нагрузкой понимается посещаемость (наблюдаемое количество рекреантов на территории за определенный срок) единицы площади природного территориального комплекса в единицу времени.Нагрузка, вызывающая в природных комплексах необратимые изменения, называется критической; нагрузка, близкая к критической, но не вызывающая необратимых изменений, называется вполне допустимой; нагрузка, в результате которой уже произошли необратимые изменения – недопустимой. Рекреационная емкость природного территориального комплекса обычно определяется как произведение значения допустимой нагрузки на площадь природного территориального комплекса.
Под нормой рекреационных нагрузок обычно понимается единовременная нагруженность, измеряемая численностью людей в единицу времени на единицу площади, например, человеко-час/га. Если же ввести в это понятие также период интенсивного рекреационного использования территории в течение суток, то мы получим более достоверную нагрузку на природный комплекс с запроектированным заданным временем.
Существует три основных типа оценивания природных ресурсов: медико-биологический, психолого-эстетический и технологический. Медико-биологический типотражает воздействие природных факторов на организм человека, их комфортность. Ведущую роль при этом играет оценка рекреационных климатических ресурсов. Метод комплексной климатологии, исходит из влияния всего комплекса метеорологических условий на организм человека, в том числе "погоды суток", "погоды момента", контрастности смен погоды. Использование "погоды суток" мотивировано суточным ритмом функций организма человека, зависящих от суточного хода погоды. При оценке воздействия на организм условий погоды большое внимание уделяется теплообмену тела с окружающей средой, так как, в конечном счете, состояние организма во многом определяется теплоощущением. Поиски объективной оценки влияния погоды на тепловое состояние человека привели к такому критерию как степень напряжения терморегуляторных механизмов организма, которая определяется либо по изменению средней взвешенной температуры тела человека, либо по изменению величины потоотделения.
Припсихолого-эстетической оценке исследуется эмоциональное воздействие отличительных черт природного ландшафта или его компонентов на человека. Речь идет об эмоциональной реакции человека на тот или иной природный комплекс. Таким образом, территории с высокой эстетической ценностью пользуются повышенным спросом. Внутренние эстетические свойства природных комплексов характеризуются также такими показателями, как: степень залесенности, полнота древостоя, ярусность леса, обилие подроста и подлеска. В качестве доминирующего признака для равнинных лесных районов обычно принимается степень залесенности пространства. Внешнее пейзажное разнообразие природного комплекса характеризуется сочетанием различных пейзажей и взаимосвязями между ними. Технологическая оценкавключает вопросы техники и технологии использования природных и других ресурсов для рекреационной деятельности в целом, того или иного вида рекреационных занятий, оценку возможностей инженерно-строительного освоения территорий для создания рекреационных учреждений.
ПРИНЦИПЫ И СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
ВТО определяет туристский регионкак территорию, располагающую большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления, которые продаются туристу или группе туристов производителем услуг.
Организационные структуры, включенные в туристский менеджмент, охватывают государственные и частные организации на международном, национальном, региональном и местном уровнях. Они необходимы для планирования развития туризма, координации сбыта туристского продукта.
Государственные организации регионального уровня разрабатывают собственные программы поддержки туризма в своем регионе. Такие программы способствуют развитию туристской инфраструктуры, ремесел, курортных учреждений и социального туризма. Кроме того, эти организации проводят маркетинг.
Функции организационных структур регионального туризма:
Анализ мелких и крупных туристских мест показал, что в крупных регионах более высокие требования предъявляются к проведению организациями верхнего уровня маркетинга, а такие функции, как планирования ведущего образа, формирование и координация предложения, также не упоминаются. Такой факт кажется обоснованным, так как на эти функции ориентируются в своей деятельности местные организации, ведь они имеют для этого большие возможности.
С точки зрения менеджмента региональной организации к вышестоящим и нижестоящим организациям предъявляются разные требования.
От вышестоящей туристской организации требуются: формирование имиджа большого региона; проведение маркетинга за границей (координация совместной деятельности); представительство местной организации на важных туристских рынках.
Относительно распределения обязанностей и ответственности (что очень важно для менеджмента в туризме) между различными уровнями туристских организаций можно выделить следующие функции для каждой из них:
· функции предложения должны взять на себя организации более низкого уровня. Чаще всего - это местные или субрегиональные организации;
· функции представительства интересов должны выполняться на каждом уровне государственной (политической) структуры организациями с одинаковым географическим радиусом деятельности.
· маркетинговые функции должны выполняться в каждом регионе в зависимости от его известности, имиджа и финансовых возможностей.
· функцию создания и сохранения ведущего образа должны выполнять организации каждого уровня.
Все функции туристских организаций можно сформулировать следующим образом:
· разработка и исполнение местной курортной и региональной туристской политики;
· объединение политики, учитывающей рыночные условия;
· обеспечение общих интересов в транспортном сообщении;
· формирование туристского самосознания;
· организация культурной, фольклорной, общественной и спортивной жизни;
· руководство деятельностью турбюро;
· обсуждение предложений, указаний и жалоб, относящихся к туристской деятельности;
· выполнение задач по формированию и координации туристского предложения;
· долевое участие в эксплуатации курортных и туристских сооружений;
· налаживание и укрепление связей с управлениями, гостиничными предприятиями, транспортными и туристскими организациями, различными объединениями, прессой, радио, телевидением, организациями всех форм собственности
Связь развития туризма и регионального развития в целом - двухсторонняя. С одной стороны, туризм может стать весомым фактором регионального развития. С другой стороны, научно-обоснованная государственная или региональная политика может стимулировать развитие туризма, тем самым, улучшая общую социально-экономическую ситуацию в регионе.
Региональный характер развития туризма проявляется в экономико-географических, природно-климатических условиях, в уровне туристского потенциала, обусловливающих развитие того или иного вида туризма в регионе. Значительное влияние на региональный туризм оказывает политическая стабильность, соблюдение правопорядка и экологическая ситуация, а также уровень развития общественной инфраструктуры.
Рекреационный потенциал республики в настоящее время относительно невысок. Сформировавшиеся зоны рекреации отсутствуют,можно выделить лишь несколько районов концентрации учреждений, несвязанных между собой ни функционально, ни по системе инженерныхкоммуникаций. Уникальность природной среды - наличие рек и лесов, заповедных мест, стык культур и сохранение самобытности народа - позволяет развивать различные виды туризма (экологического, этнического и др.).
Наряду с государственными бюджетными средствами чрезвычайно актуальным в современных условиях является создание механизма самофинансирования туристской отрасли, ее саморазвитие за счет собственных финансовых источников. В качестве одного из важнейших источников такого рода должна выступить туристская рента, которая представляет собой часть дохода от коммерческого использования туристских ресурсов, взимаемая собственником этих ресурсов с пользователей.
В основу стратегического плана развития туризма в регионе должно быть положено соблюдение целого ряда основополагающих принципов; целенаправленность, системность, комплексность, социальная защита населения и окружающей среды от негативных последствий, вариантность, эффективность, адаптивность, баланс интересов и легитимность. Реализация стратегического плана развития туристского комплекса региона, требует разработки методического и организационно-
экономического обеспечения процесса планирования.