Сущность и методы расчета операционного рычага при анализе CVP.

Основу формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, направленных на про­изводственное развитие, составляет балансовая прибыль, которая характеризует один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия. Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:

- прибыли от реализации продукции (или опера­
ционную прибыль); - прибыли от реализации имущества;

- прибыли от внереализационных операций. Среди этих видов главная роль принадлежит опе­рационной прибыли, на долю которой приходится в на­стоящее время 90-95% общей суммы балансовой прибы­ли. На многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. По­этому управление формированием прибыли предприя­тия рассматривается обычно как процесс формирова­ния операционной прибыли (прибыли от реализации продукции).

Основной целью управления формированием опера­ционной прибыли предприятия является выявление основ­ных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыс­кание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.

Механизм управления формированием операцион­ной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название "Взаимосвязь издержек, объема ре­ализации и прибыли" [Cost-VoIume-Profit-relationships; "CVP"] позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эф­фективное управление этим процессом на предприятии.

Третьим ключевым элементом операционного анализа (CVP-анализа) является определение эффекта операционного рычага. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение дохода от реализации всегда порождает более сильное изменение дохода от операционной деятельности (НРЭИ, нетто-результата эксплуатации инвестиций = балансовая прибыль + % за кредиты). По определению операционный рычаг представляет собой отношение в числителе приращенной прибыли в %-ах к приращенному объему продаж в %-ах. В практических расчетах для определения силы воздействия ОР применяют отношение Валовой маржи / к Прибыли.

СВОР=Валовая маржа / Прибыль ИЛИ = (Доход от реализ. – Совок.перем.з-ты) / Доход от операционной деят-ти

Валовая маржа = Выручка от реализ. – Пер. издержки.

Вследствие определенной структуры себестоимости производимой продукции, тов-ов или услуг получается различное значение операционного рычага, так что при изменении Дохода от реализ. изменяется и СВОР. СВОР в значительной степени зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты –это объективный фактор. Чем больше в общей структуре себестоимости постоянных затрат, тем больше увеличивается операционный рычаг. С одной стороны это положительно: при небольшом его росте можно получить значительное увеличение прибыли при небольшом росте объемов продаж. С другой стороны в связи с изменениями конъюнктуры при резком падении спроса можно получить огромный убыток за счет операционного рычага.

При прочих равных условиях должна быть оптимальное сочетание структуры затрат постоянных и переменных издержек. Слишком большой ОР не желателен. Таким образом, при увеличении дохода от реализации значительно увеличивается НРЭИ. В этом и проявляется сила воздействия операционного рычага (СВОР).

Пример: СВОР= =8,5 – это означает, что при возможном увеличении дохода от реализации, например, на 3% доход от операционной деятельности возрастет на 25,5% (3% 8,5). Тогда как уменьшение Дохода от реал. на 10% снизит НРЭИ на 85%, а увеличение Дохода от реализ. на 9,1% увеличит НРЭИ на 77% (9,1% 8,5).

СВОР всегда рассчитывается для определенного объема продаж,

Вместе с тем эффект операционного рычага поддается контролю именно на основе учета зависимости СВОР от величины постоянных затрат – чем больше постоянные затраты при постоянном Доходе от реализ., тем сильнее действует операционный рычаг, и наоборот. (СВОР = (Прибыль + Пост.изд) / Прибыль)

При возрастании Дохода от реал., если порог рентабельности уже пройден, СВОР убывает, так как доля постоянных затрат в общей их сумме снижается. При снижении доходов предприятия постоянные затраты уменьшить весьма трудно – высокий удельный вес постоянных затрат в общей их сумме - свидетельствует об ослаблении гибкости бизнеса, так как перейти в другую сферу деятельности, круто диверсифицироваться предприятию будет сложно и в организационном и особенно в финансовом смысле. Основные факторы предпринимательского риска лежат в изменчивости (неопределенности) конъюнктуры рынка (объемы продаж, цены). СВОР увеличивает воздействие этих факторов на вариацию дохода от операционной деятельности, а следовательно усиливает предпринимательский риск.

Чем больше СВОР, тем меньшее снижение Дох.от реал. рассматривается как недопустимое, так при СВОР=20, недопустимо даже 5% снижение Доход от реал.