Модели анализа и понимания культуры

У всех культур имеются значительные различия в обычаях, традициях, отношении ко времени, исп-ии ср-в коммуникации и т.д., но тем не менее можно выделить не только отличительные кач-ва, но и сходные признаки, поэтому культуры можно классифицировать на определенные виды и по определенным основаниям. Существуют различные типологии культур, значимые в контексте межкультурной коммуникации, одна из них 1)типология Э.Холла (концепция «культурной грамматики»). Он разделил культуры таким образом: -по отношению к времени: выделил монохронные (США, страны сев.Европы, где в каждый отрезок времени люди заняты одним делом, строго следуют планам, расписаниям, чтобы изюежать потери времени, важна пунктуальность) и полихронные (юж.Европа, лат.Америка, ближ.Восток - люди делают одновременно неск-ко дел,взаимоотношения м-у людьми важнее планов и графиков); - высококонтекстуальные (Япония, Китай, Корея, Сауд.аравия – невыраженная скрытая манера речи, многозначит.и многочисл.паузы,серьезное значение уделяется невербальному общению и умению сказать глазами, открытое выражение недовольства неприемлемо, коллективизм); - низкоконтекстуальные к-ры (скандинавские страны, Германия, Канада, США – прямая и выразительная манера речи, недоверие к молчанию, невербальное значение менее значимо, всё д.б. выражено словами, конфликт созидателен,тк обсуждение выявленных проблем и трудностей помогает принять правильное решение, индивидуализм). Россия занимает промежуточное положение, тк нах-ся м-у востоком и западом. 2) типология культур Ричарда Льюиса, он разделил культуры на 3 типа: моноактивные – ориентированы на задачу, ценят точность и соблюдение правил, выполняют одно дело в одно время; полиактивные – общительны, словоохотливы, ориентированы на людей; реактивные – ориентированы на сохранение уважения. 3) Типология Герта Хофстеде (концепция «ментальных программ»). Он выделил 5 параметров, с помощью которых можно описать любую К. мира: 1.индивидуализм – это общ-во со свободной социальной культурой, в к-рой каждый сам заботиться о себе и своей семье (Герм.,США, Канада, Австралия, Великобритания), коллективизм – это общ-во со строгой соц.К-рой, четким разделением на соц.группы (родственные, клановые, организационные), внутри которых каждому индивиду гарантирована забота и внимание остальных в обмен на преданность группе (латиноамерикан-ие, ближневосточные страны); 2. Дистанция власти (К. с высокой (Франция, Бельгия)и низкой дистанцией (Герм., Дания, Норвегия) – степень неравенства в распределении власти в обществе (орг-ии) ; 3.Кульутры с мужским и жен.началом: мужественность (приверженность к рекордам, героизм, упорство в достижении целей – Греция, юж Африка, Япония, Италия), женственность (выстраивание гармоничных отн-ий, склонность к компромиссам, уют, кач-во жизни – Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания); 4.боязнь неопределенности (К. с низкой и высокой степенью избеж. неопределенности) – степень угрозы, испытываемой общ-вом в неявных, двусмысленных ситуациях. Значимость этой категории обусловлена тем, что будущее всегда неизвестно, хотя мы и пытаемся предсказать его. К-ры с выс.степ-ью боязни – Португалия, Греция, Германия; с низкой – США, Дания, Норвегия. 5.фактор конфуцианского динамизма – степень, в кот. общество демонстрирует прагматический и ориент-ый на будущее подход при оценке различных явлений и процессов, т.е. долгосроч. и краткосроч. ориентации в деловой К. различных стран.4) типология Ф.Тромпенаарса: «семья», «эйфелева башня», «управляемая ракета», «инкубатор».Культура - это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур - материальной, социальной и духовной.