Принципы риск - менеджмента. Оценка рисков и методы их минимизации.

Риск-менеджмент по экономическому содержанию представ­ляет собой систему управления риском и финансовыми отноше­ниями, возникающими в процессе этого управления. Р.-М. вклю-ет стратегию и тактику управления. Под стратегий управления пон-ся напарвления и сп-бы использования средств д/доятисжения поставленной цели. Тактика – конкретные меры и приемы для достижения целей в конкретных условиях. Р.М. состоит из 2-х подсистем: объектов и субъектов. Объекты – это риски, риски вложения капиталов, экон-ие отнош-ия м-у субъектами хозяйствующего процесса. Субъекты – фин.менеджеры, страховщики и т.д. Управление рисками в компании осуществляет специальное подразделение - служба риск-менеджмента. Основной функцией таких специалистов явл-ся упр-ие фин рисками п/п – это процесс предвидения и нейтрлизации их негативных финансовых последствий, связанных с их идентификацией, оценкой, профилактикой и страхованием. Под риском понимается вероятность финансовых потерь или неполучения дохода в рез-те наступления какого-либо неблагоприятного события по сравнению с планируемым вариантом.

Основная цель Р.-М. — это обеспечение оптимального для акционеров компании и инвесторов баланса между максимизацией прибыли и долгосрочной стабильностью бизнеса. Для достижения этой цели основой системы управления рисками должны стать принципы комплексности, непрерывности и интеграции.Принцип комплексности подразумевает взаимодействие всех подразделений компании в процессе выявления и оценки рисков по направлениям деятельности. При этом передача функций управления подразделению, риски которого контролируются, может нейтрализовать положительный эффект от внедрения процедур управления рисками. Не менее важным принципом системы управления рисками предприятия является непрерывность, то есть постоянный мониторинг и контроль рисков предприятия. Это необходимо, поскольку условия, в которых работает предприятие, постоянно меняются, появляются новые риски, которые тоже требуют тщательного анализа и контроля. Также следует соблюдать принцип интеграции, то есть оценивать интегральный риск компании — давать взвешенную оценку воздействия на бизнес всего спектра рисков, начиная от вероятного снижения цен на продукцию и заканчивая возможным ущербом от технологических аварий. На наличие такого риска может указывать неустойчивость ключевых показателе й деятельности компании: прибыль, денежный поток и т. д. Этот принцип позволяет учесть взаимосвязь отдельных рисков. Выявление таких связей между рисками дает возможность сформировать более взвешенную оценку ситуации и соответственно оптимизировать потребность в объеме средств, необходимых для обеспечения сбалансированной непрерывной деятельности компании. Методы оценки рисков:

1. Качественная оценка. Качественный анализ рыночного риска предполагает: выявление источников и причин, идентификацию всех возможных рисков; выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения. Под качественной оценкой риска понимается также разнесение риска по группам с критериями неприемлемого, предельно допустимого риска и максимально приемлемого риска.

2. Количественная оценка Количественной оценкой риска является предел потерь за определенный период, выраженный в денежных единицах по методологии расчета риска Value-at-Risk. Например, расчёт рыночного риска (VaR-оценка) производится методом исторического моделирования, который относится к группе методов полного оценивания и основан на предположении о стационарности рынка в ближайшем будущем. В контексте портфельного VaR историческое моделирование является продолжением технического направления рыночного анализа, декларирующего тезис о концентрации в показателе цены полного объема рыночной информации, позволяющей на основе его динамики осуществлять всеобъемлющий анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка, в т.ч. в части рисков. Глубина периода расчетов равна 1 году (250 торговых дней) при уровне доверия 99% (confidence level). Период удержания выбран на основе критерия ликвидности, т.е. исходя из минимального реального срока реализации позиции без существенного ущерба.

Как система управления риск-менеджмент проявляется в совокупности взаимосвязанных процессов подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений, составляющих процесс управления риском. Анализ риска — это начальный этап получения необходимой информации о структуре, свойствах исследуемого объекта и имеющихся рисках. При выявлении рисков определяются все риски, присущие анализируемой системе. Оценка представляет собой качественное и количественное описание выявленных рисков, определение таких характеристик, как вероятность и размер возможного ущерба. Как экономическая категория любая рисковая операция может иметь три результата: отрицательный — это проигрыш, ущерб, убыток; нулевой и положительный, что означает выигрыш, выгоду, прибыль. Уровень риска зависит от многих факторов, в том числе от создания и функционирования организационно-правовых форм субъектов предпринимательской деятельности, размера компании (фирмы, корпорации).

Методы минимизации: 1. Избежание риска. Это направление нейтрализации финансовых рисков является наиболее радикальным. Оно заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключают конкретный вид финансового риска. К числу основных из таких мер относятся: отказ от осуществления финансовых операций, уровень риска по которым чрезвычайно высок. Несмотря на высокую эффективность этой меры, ее использование носит ограниченный характер, так как большинство финансовых операций связано с осуществлением основной производственно-коммерческой деятельности предприятия, обеспечивающей регулярное поступление доходов и формирование его прибыли; отказ от использования в высоких объемах заемного капитала. Снижение доли заемных финансовых средств в хозяйственном обороте позволяет избежать одного из наиболее существенных финансовых рисков – потери финансовой устойчивости предприятия. Вместе с тем, такое избежание риска влечет за собой снижениеэффекта финансового левериджа, т.е. возможности получения дополнительной суммы прибыли на вложенный капитал; Формы избежания финансового риска лишают предприятие дополнительных источников формирования прибыли, а соответственно отрицательно влияют на темпы его экономического развития и эффективность использования собственного капитала.

2. Лимитирование концентрации риска – это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд и т.п. хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. Механизм лимитирования концентрации финансовых рисков используется обычно по тем их видам, которые выходят за пределы допустимого их уровня, т.е. по финансовым операциям, осуществляемым в зоне критического или катастрофического риска. Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, может включать: предельный размер заемных средств, используемых в хозяйственной деятельности; минимальный размер активов в высоколиквидной форме; максимальный размер товарного (коммерческого) или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю; максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке; максимальный размер вложения средств в ценные бумаги одного эмитента; максимальный период отвлечения средств в дебиторскую задолженность.

3. Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска. В качестве основных форм диверсификации финансовых рисков предприятия могут быть использованы следующие ее направления: диверсификация видов финансовой деятельности – предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций – краткосрочных финансовых вложений, формирования кредитного портфеля, осуществления реального инвестирования,формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений тп

Характеризуя механизм диверсификации в целом, следует отметить однако, что он избирательно воздействует на снижение негативных последствий отдельных финансовых рисков. Обеспечивая несомненный эффект в нейтрализации комплексных, портфельных финансовых рисков несистематической (специфической) группы, он не дает эффекта в нейтрализации подавляющей части систематических рисков – инфляционного, налогового и других. Поэтому использование этого механизма носит на предприятии ограниченный характер.

4. Хеджирование. Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. В отечественной литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущем. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж», а хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование – «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение и хеджирование на понижение. Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. В зависимости от используемых видов производных ценных бумаг различают следующие механизмы хеджирования финансовых рисков: хеджирование с использованием фьючерсных контрактов; хеджирование с использованием опционов; хеджирование с использованием операции «своп».

5. Распределение рисков. Механизм этого направления минимизации финансовых рисков основан на частичном их трансферте (передаче) партнерам по отдельным финансовым операциям. При этом хозяйственным партнерам передается та часть финансовых рисков предприятия, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты. Широкое распространение получили следующие основные направления распределения рисков: распределение риска между участниками инвестиционного проекта.

6. Самострахование(внутреннее страхование). Механизм этого направления минимизации финансовых рисков основан на резервировании предприятием части финансовых ресурсов, позволяющем преодолеть негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски не связаны с действиями контрагентов. Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются: формирование резервного (страхового) фонда предприятия. Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия. На его формирование направляется не менее 5% суммы прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде; формирование целевых резервных фондов. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов (сырье, материалы, готовая продукция, денежные средства) устанавливается в процессе их нормирования; нераспределенный остаток прибыли, полученной в отчетном периоде.

7. Страхование риска. Страхование риска является наиболее важным методом снижения степени риска. Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля. В настоящее время появились новые виды страхования, например, страхование титула, страхование предпринимательских рисков и др. Титул – законное право собственности на недвижимость, имеющее документальную юридическую сторону. Страхование титула – это страхование от событий, произошедших в прошлом, последствия которых могут отразиться в будущем. Оно позволяет покупателям недвижимости рассчитывать на возмещение понесенных убытков в случае распоряжения судом договора купли-продажи недвижимости. Предпринимательский риск – это риск неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности. Страховая сумма не должна превышать страховую стоимость предпринимательского риска, т.е. сумму убытков от предпринимательской деятельности, которые страхователь, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхового случая.

8. К прочим методам минимизации степени риска могут быть отнесены следующие: обеспечение востребования с контрагента по финансовой операции дополнительного уровня премии за риск; получение от контрагентов определенных гарантий; сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с контрагентами; обеспечение компенсации возможных финансовых потерь по рискам за счет предусматриваемой системы штрафных санкций.

Препятствием к развитию систем онлайновых продаж в нашей стране сегодня служит неразвитость электронных платежных систем, а также механизмов оплаты по банковским чекам и кредитным картам. Несмотря на то, что инструменты безналичной оплаты для частных лиц активно развиваются, туристические интернет-компании не спешат внедрять платежные технологии, потому что пока еще существует определенная доля риска понести неоправданно высокие расходы. Кроме того, российские туристы привыкли покупать путевки и билеты в офисе фирмы, предпочитая заплатить "живому" менеджеру, а не машине, и при этом убедиться в том, что их никто не обманывает.

И это не пустые опасения. В 2005 г. Япония перестала принимать электронные платежи из России из-за крайне высокого процента мошенничеств. Многие международные платежные системы, например PayPoll, также пока отказываются обслуживать граждан РФ. Кроме того, в большинстве случаев клиенту все равно необходимо общение с живым человеком для окончательного утверждения заказа тура. Этот фактор уже относится к специфике туристического продукта.