Санкт-Петербург
Приложение 6
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургского университета управления и экономики»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра Социологии и управления персоналом
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________Е.С. Ивлева
«____ » _____________ 2011г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Направления подготовки034700.62
«Документоведение и архивоведение»
Профиль подготовки
Документоведение и документационное обеспечение управления
Квалификация (степень) выпускникаБакалавр
Форма обучения Очная
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника - бакалавра по направлению «Документоведение и архивоведение» и профилю "Документоведение и документационное обеспечение управления" в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки «Документоведение и архивоведение», утвержденным ректором СПбУУЭ
« 01 » марта 2011г.
Обсуждено
на заседании кафедры Социологии и управления персоналом
«__»________ 2011 г., протокол № __
Зав. кафедрой _________________ / Бразевич С.С.
ОДОБРЕНО
методическим советом факультета социального управления
«__»________ 2011__ г., протокол № __
Председатель методического совета _________________ / Абызов А.Г.
СОГЛАСОВАНО
Зам проректора
по вузовскому образованию
Смешко О.Г. /____________/
Начальник методического отдела
Новик Е.В. /____________/
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель освоения дисциплины «Социология организаций» является: формирование студентом самостоятельного умения структурировать различные компоненты социального функционирования организаций, систематизировать виды организационных взаимодействий, компетентно управлять своим поведением в компании и оказывать позитивное воздействие на поведение других людей.
Задачи курса:
· Определение места организаций в развитии различных социальных процессов современного общества.
· Раскрытие специфики организаций как объектов социологического исследования.
· Определение основных этапов и базовых концептуальных подходов в рамках исторического развития отечественной и зарубежной социологии организаций.
· Выявление основных элементов внутренней среды организации, направления их взаимодействия друг с другом.
· Исследование способов и особенностей взаимодействия организаций с различными уровнями их внешнего социально-экономического окружения.
· Усвоение научных представлений об особенностях современного состояния социальной сферы российского общества и существующих подходах к управлению соответствующими процессами на уровне организаций.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Социология организаций» относится к гуманитарному, социально-экономическому циклу дисциплин Б.1 (вариативная часть, дисциплины по выбору студента - В.1.6) по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение»,профиль подготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления», и адресована студентам второго курса.
В методическом план» базируется на результатах освоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «История» (базовая часть - Б.1.3), "Философия"(базовая часть- Б.1.4), "Экономика"(базовая часть- Б.1.5), Социология"(вариативная часть- В.1.2), "Право"(вариативная часть- В.1.5), «Культурология» (вариативная часть, дисциплина по выбору студента - В.1.7) и "Политология" (вариативная часть, дисциплина по выбору студента - В.1.10).
Код компетенции | Наименование и описание компетенции |
ОК-2 | Быть способным уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия. |
ОК-3 | Владеть способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества. |
ОК-12 | Быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. |
Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными компетенциями: ОК-2, ОК-3, ОК-12.
Студент должен:
знать | Роль глобальных тенденций, движущих сил и закономерностей в историческом развитии современного планетарного сообщества. | ОК -3. |
Философские основы, социальную, экономическую и гуманитарную специфику процессов исторического развития. | ОК -3, ОК-12. | |
Специфические особенности социальных и культурных различий и проблемы толерантности в России и зарубежных странах. | ОК-2. | |
Специфику развития России в области социальной сферы, культуры общественной, государственной и личной жизни и методы ее исследования. | ОК-2, ОК-3. | |
уметь | Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. | ОК-12 |
Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям России и остального мира. | ОК-2 | |
Определять роль и место личности в историческом процессе, политической организации общества. | ОК-3 | |
Выделять различные виды деятельностных и профессиональных социальных практик и определять их специфические черты и задачи. | ОК-12 | |
владеть | Навыками использования в профессиональной и общественной деятельности социально-исторических, экономических и повседневно-прагматических методов. | ОК-12 |
Навыками работы с первоисточниками для изучения особенностей и движущих сил социальной сферы, культуры общественной, государственной и личной жизни в России и за рубежом. | ОК-2, ОК-3. | |
Методами социальных, гуманитарных и экономических наук для изучения роли и места личности в историческом процессе, политической организации общества. | ОК-12, ОК-3. | |
Знаниями об исторической и политической специфике России для формирования деятельностных социальных практик. | ОК-3. |
Освоенные студентом компетенции, как результат процесса обучения дисциплине "Социология организпций", могут стать основой для изучения таких дисциплин как: "История государственного управления в России" (В.1.8), "Религиоведение" (В.1.8), "Социальная структура общества" (В.2.4), "Организационное проектирование" (В.3.4)"Социальная политика" (В.3.13), "Конфликтология" (В.3.14), "Управление человеческими ресурсами" (В.3.13), "Информационная система и организация" (В.3.14)
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОКВ-9, ОКВ-11, ПК-2, ПК-5, ПК-22, ПКВ-8, ПКВ-15(согласно ФГОС ВПО):
Код компетенции | Наименование и описание компетенции |
ОКВ-9 | Умеет использовать действующее законодательство, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности, обладает готовностью соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой в своей деятельности, знает свои права и обязанности как гражданина своей страны, демонстрирует готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии. |
ОКВ-11 | Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально значимые проблемы и процессы. |
ПК-2 | Способен использовать теоретические знания и методы исследования на практике. |
ПК - 5 | Владеет базовыми знаниями систем органов государственной и муниципальной власти. |
ПК -22 | Способен вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций. |
ПКВ - 8 | Способен организовывать работу службы документационного обеспечения управления‚ вести единые (корпоративные) системы в организации на базе новейших технологий. |
ПКВ-15 | Владеет принципами и методами организации хранения документов‚ анализа организации документационного обеспечения управления в конкретной организации‚ проектирования архивных служб. |
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные понятия, категории и термины, относящиеся к теории социальной организации (ОКВ-11, ПК-2, ПК-5);
· концептуальные основы базовых социологических теорий в рамках данной предметной области (ПК-2, ПКВ-8, ПКВ-15);
· методику и технику исследования конкретных процессов и явлений, происходящих в сфере социально-организационных взаимодействий, управления и документооборота (ОКВ-11, ПК-22, ПКВ-15);
· основные принципы иерархического строения и управления организациями, их социальные свойства (ОКВ-11, ПК-2, ПКВ-15);
· модели организаций в социологии и менеджменте, их теоретические основы и возможности практического применения (ПК-2, ПК-22, ПКВ - 8);
· основные виды социальных организаций в России, их эволюцию, механизмы функционирования, нынешнее состояние и основные тенденции развития (ОКВ-11, ПК-2, ПК-5).
Уметь:
· анализировать основные проблемы управления организациями, различные аспекты взаимоотношения социальных групп, слоев и общностей, населения и органов государственной и муниципальной власти российского общества (ПК-2, ПК-5, ПКВ-8);
· применять полученные социологические знания для анализа процессов, происходящих в социальных структурах, институтах и организациях России и планетарного общества в целом (ОКВ-9, ОКВ-11, ПК-2);
· пользоваться методами и методиками социологического исследования для изучения процессов и явлений, происходящих в сфере социально-организационных взаимодействий и управления (ОКВ-11, ПК-2, ПКВ-15);
· творчески работать с научно-литературными и документально-архивными источниками при анализе теоретических и практических проблем социальных организаций и управления (ОКВ-9, ОКВ-11, ПК-22);
· обоснованно оценивать состояние социально-организационных и корпоративных процессов применительно к различным условиям документационного обеспечения (ОКВ-11, ПКВ-8, ПКВ-15).
Владеть:
· навыками проведения конкретных социологических исследований в организациях (ОКВ-11, ПК-22, ПКВ-15);
· социальными технологиями управленческого воздействия на личность и коллектив;приёмами системного анализа социальных объектов на различных уровнях сложности (ОКВ-9, ПК-5, ПКВ-8);
· методикой и процедурой выработки управленческих воздействий на компоненты социальной организации и их документационного и архивного обеспечения, в соответствии с требованиями современной теории менеджмента и социальных технологий (ПК-2, ПК-5, ПКВ-8);
· методиками анализа социальных процессов, происходящих в обществе, его социальных институтах и общностях, социальных и корпоративных системах и организациях (ОКВ-11, ПК-2, ПКВ-8).