Рекомендации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольная работа 2
Основные философские проблемы
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Согласовав с преподавателем вариант, ознакомьтесь с вопросами, над которыми Вам предстоит работать. Номер вопроса в каждой из двух предложенных тем будет соответствовать цифре, находящейся на пересечении Вашего варианта и темы. Для ответа на вопрос сначала проработайте общую и справочную литературу и только в том случае, если в ней будет недостаточно информации, используйте дополнительную. Отвечайте четко на поставленные вопросы, а не выписывайте более или менее подходящие по смыслу отрывки текста. Но при этом ответ на вопрос должен быть развернутым, т.е. Вы должны не просто дать, например, определение понятия, но и назвать представителей этого направления, либо показать, что предложенная проблема не имеет в современной философии однозначного решения, если это имеет место.
Таблица
Варианты | Тема 1 | Тема 2 |
Тема 1. Сознание
1. Охарактеризуйте кратко биологические предпосылки возникновения сознания.
2. Объясните, в чем суть биологического процесса цефализации, открытого американским ученым Дж. Даном в середине XIX в.
3. Проанализируйте социальные факторы возникновения сознания.
4. Объясните, какова роль неосознаваемой части психической деятельности в функционировании сознания.
5. Разъясните, как Вы понимаете определение: «Сознание – это сложная мыслительная и эмоциональная деятельность».
6. Что такое самосознание, можно ли выделить этапы в его формировании.
7. Объясните, какова роль самосознания в психической деятельности человека.
8. Разъясните смысл следующего определения сознания: «Сознание есть субъективный образ объективного мира, суть которого в идеальности».
9. Почему сознание является с самого начала общественным продуктом?
10. Закончите определение: «Сознание есть свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, заключающееся в…».
Вариант №_5___
Ответ на вопрос №__9__
Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфические формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике. В Марксизме возникновение сознания связывается прежде всего с формированием культуры на основе практическо-преобразовательной, общественной деятельности людей, благодаря включенности индивидуальных действий в совместную коллективную деятельность по формированию и воспроизводству всех форм культуры.
Сознание может быть определено как высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительно мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание связано с мыслительной деятельностью людей. Человек мыслит при помощи понятий, облеченных в какую-либо форму, например, в знаковую. Пути освоения понятий человеком:
1) Непосредственное освоение мира в процессе опыта
2) Усвоение понятий из общественного сознания
3) Наполнение новым содержанием уже имеющихся понятий.
Исток наших знаний – внешний мир, материальная деятельность человека с окружающими его предметами. Благодаря мозгу эти предметы, процессы отражаются и в результате возникают знания. Ленин показал, что сознание нематериально. Оно есть копия, образ действительности. В человеческой голове действительность соответствующим образом преобразуется и отражается в идеальной форме. Когда речь идет о сознании, то под отражением имеется в виду совокупность сознания воспроизводить в образах (отражать) вне нас существующий внешний мир, реальную действительность.Отражение – это результат воздействия одного материального предмета, процесса на другой, при котором особенности первого воспроизводятся в особенностях второго.
Как духовная деятельность, противоположная материальному, сознание непосредственно формируется под влиянием общественной практической деятельности людей и в конечном счете определяется этой деятельностью. Хотя сознание является свойством мозга, но осознает действительность не мозг сам по себе, а общественное существо – личность, обладающая нормально развитым мозгом и выступающая как субъект преобразующей практическую деятельность. Сознание каждого человека вбирает в себя опыт, знания, убеждения, верования, заблуждения, оценки той общественной среды, в которой он растет.
Зачтено__________________________(подпись преподавателя)
Не зачтено_______________________(подпись преподавателя)