Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить сообщение о творчестве одного из представителей постпозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос – на выбор).
2. В рабочей тетради зафиксировать варианты классификации методов познания. Указать специфику методов, применяемых в социально-гуманитарных науках.
3. Составить перечень известных в истории научных революций.
Рекомендуемые источники
Основные источники
Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2010.
Дополнительные источники
Алексеев П. В. Панин А. В. Философия: учебник. – М., 2010.
Бучило Н. Ф., Исаев И. А. История и философия науки: учебное пособие. – М., 2011.
Девятова С. В., Купцов В. И. Возникновение первых академий наук в Европе // Вопросы философии. – 2011. – № 9.
Денисова Л. В. Систематика знания и модели классификации наук // Научный вестник Омской академии МВД России – 2012. (44). – № 1.
Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2010.
Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. – М., 2008.
Философия науки: учеб. пособие / под. ред. С. А. Лебедева. – М., 2005.
Перечень докладов, сообщений и рефератов
Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Наблюдение и эксперимент как методы научного познания.
Проблема классификации наук.
Постпозитивизм как современное направление в философии науки.
Тема 11. Методология социально-гуманитарного познания
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Науки «о природе» и науки «о культуре».
2. Специфика социогуманитарного знания и познания.
3. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученых.
Методические указания для курсантов по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу познакомьтесь с идеями Г. Риккерта, В. Виндельбанда, В. Дильтея.
При подготовке ко второму вопросу необходимо, выяснить специфику субъекта, объекта и методологии социально-гуманитарных наук. Обратите внимание на различие познавательных процедур «объяснение» и «понимание». Используйте материалы тем №№ 6 и 10.
При ответе на вопрос № 3 необходимо выяснить, в каких исторических условиях возникает проблема свободы научного поиска. В связи с характеристикой социальной ответственности ученого расскажите об истории развития Пагоушского движения.
Задания для самостоятельной работы
1. Составить таблицу сравнительного анализа основных признаков гуманитарных и естественных наук. Выделить черты сходства и черты различия.
2. Проанализировать, каким образом такой критерий истины как «практика» применяется в гуманитарных науках. Какие иные способы проверки знаний дополняют практику в гуманитарном познании?
Рекомендуемые источники