Дополнительные источники
Алексеев П. В. Панин А. В. Философия: учебник. – М., 2010.
Векленко П. В. Человек в опасной ситуации: учебное пособие. – Омск, 2010.
Гриненко Г. В. История философии: учебник. – М., 2010.
Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М., 2010.
Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. – М., 2008.
Философия: учебник / В. Г. Кузнецов [и др.]. – М., 2009.
Чуприкова Н. И. На пути к материалистическому решению психофизической проблемы. От дуализма Декарта к монизму Спинозы // Вопросы философии. – 2010. – № 10.
Перечень докладов, сообщений и рефератов
Современная наука о строении материи.
Проблема жизни, ее уникальности во вселенной.
Отражение как свойство материи.
Модели развития и законы диалектики.
Язык и картина мира.
Тема 6. Познание, его возможности и границы. Сущность и специфика научного познания
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Познание как предмет философского анализа. Объект и субъект познания. Познание и практика.
2. Познание и творчество. Основные формы и методы познания.
3. Истина и заблуждение. Проблема истины в философии и науке.
4. Типы рациональности, истина и ценность.
Методические указания для курсантов по подготовке к семинару
При подготовке к первому вопросу обратите внимание на особенности познавательного и практического отношения к миру. Определите результаты указанных типов взаимодействия. Дайте определения субъекту и объекту познания как соотносительным понятиям.
При подготовке ко второму вопросу необходимо, во-первых, дать характеристику творчеству в связи с познавательным процессом. Далее выяснить специфику форм познания, возникающих как взаимосвязь чувственного и рационального, обратить внимание на особенности научного познания. Дать характеристику понятиям «научная парадигма» и «научная революция».
При ответе на вопросы № 3 и № 4 необходимо раскрыть природу истины и заблуждения, дать характеристику критериев истинного знания (корреспондентская, конвенциональная, прагматическая теории истины). Назвать типы рациональности (эстетическая, религиозная, философская, научная), указать их особенности с точки зрения когнитивной и аксиологической составляющих).
Задания для самостоятельной работы
1. Составить сравнительную характеристику обыденного и научного познания. Задание выполнить в рабочей тетради.
2. В рабочей тетради зафиксировать признаки, по которым научная рациональность отличается от рациональности в мифологии и религии. Сравнительную характеристику оформить в виде таблицы.
3. Составить перечень типов рациональности.
Рекомендуемые источники