Перечень докладов, сообщений и рефератов
Судьба России как проблема русской философии.
Учение о праве и нравственности В. С. Соловьева.
Учение о ноосфере В. И. Вернадского.
Проблема человека в русской литературе.
Тема 5. Философская картина мира
Семинар 2 часа
Учебные вопросы
1. Основные смыслы категории «бытие». Виды бытия.
2. Основные свойства материи. Движение и развитие. Формы движения материи. Законы развития.
3. Пространственно-временные характеристики бытия.
4. Бытие и сознание. Мышление и язык.
Методические указания для курсантов по подготовке к семинару
При подготовке к семинару выпишите в рабочую тетрадь определения следующих категорий: онтология, субстанция, субстрат, материя, пространство, время, движение, системность.
При подготовке к ответу на вопрос № 1 необходимо составить краткий обзор основных интерпретаций бытия, опираясь на знание истории философии (от античности до современности). Используя знания по истории философии, введите свои характеристики бытия. Вопросы № 2 и № 3 также требуют обращения к истории философии. Ответ на вопрос 3 целесообразно оформить в рабочей тетради в виде таблицы, в которой сравнить реляционную и субстанциальную концепцию пространства, указав при этом мыслителей, занимавших ту или иную позицию. Отвечая на вопрос № 2 выпишите в рабочую тетрадь определение категории «материя». Назовите свойства материи, обозначенные в философии Нового времени и открытые в начале ХХ века. Назовите основные законы развития (законы диалектики).
При подготовке к вопросу № 4 назовите, какие формы психического отражения предшествуют сознанию в процессе эволюции? Краткую характеристику данных форм зафиксируйте в рабочей тетради. Укажите отношение между понятиями «сознание» и «психика»; «сознание» и «бессознательное». Проясните, какую структуру имеет сознание.
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите в рабочую тетрадь атрибуты материи. Какие этапы проходят в своем развитии философские представления о материи?
2. Перечислите формы движения материи, отмеченные Ф. Энгельсом. Какие дополнения в этот перечень вносятся в связи с развитием современной науки?
3.Подберите пример из научно-фантастической литературы (фильма), который бы раскрывал сущность реляционной концепции пространства-времени.
4. Изучите статью Н. И. Чуприковой и дайте характеристику сознанию как регулятору поведения.
Рекомендуемые источники
Основные источники
Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2010.