Культура, цивилизация, формации

Относительно истории развития человечества применяют слова «культура», «цивилизация», «формация». Самое однозначное слово - формация. Относительно двух других слов в философии нет одного мнения.

1. Формационный подход (марксизм) утверждает: история – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций(ОЭФ - базовое понятие материалистического подхода к истории).

Форм. подход (К. Маркс) рассматривает всемирную историю как целостный и закономерный процесс развития, прогресса. Стержнем ОЭФ выступает способ материального производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Структурными элементами материально-производственной сферы являются производительные силы и производственные отношения. Производительные силы включают в себя средства труда и людей, обладающих производственным опытом, знаниями и навыками. Производственные отношения– это отношения по поводу собственности на средства производства, в которые вступают люди в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.

Ступени общественного развития – «общественно –экономические формации»:
1) первобытное общество, для которого характерен низкий уровень развития производительных сил, охота и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности, отсутствие частной собственности и эксплуатации человека человеком;

2) Рабовладельческое, где с переходом к производящему хозяйству используется труд рабов, а прибавочный продукт полностью присваивается собственником;

3) Феодальное, в котором используется труд крепостных крестьян, сохраняющих личную зависимость от собственников, но при этом заинтересованных в результатах труда в связи с появлением излишков производства; 4) Капиталистическое, основанное на машинном производстве и труде наемных рабочих, которые, не владея средствами производства, находятся в экономической зависимости от собственников;

5) Коммунистическое – общество будущего, для которого характерен высокий уровень развития производительных сил, общественная собственность на средства производства и отсутствие эксплуатации, а также равный труд равных собственников.

2. Цивилизационный подход (ЦП) – история раздроблена во времени и пространстве и представляет собой развитие локальных цивилизаций,подобных организмам. Вся история человечества выступает как бесконечное повторение множества одних и тех же процессов, имеющих в рамках отдельных цивилизаций циклическую структуру – от их зарождения до упадка.

ЦП 1. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – философ, социолог, первый представитель цивилизационного подхода к истории, автор теории культурно-исторических типов, предвосхитил теорию локальных цивилизаций. Основной труд – «Россия и Европа».

О. Шпенглера и А. Тойнби, создал теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип КИТ– этосамобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование. 10 культур (КИТ): египетская, китайская, индийская, ассиро-вавилонская, иранская, древнеримская, новоаравийская, древнесемитическая, новоарийская, романно-германская . Две американские культуры мексиканская и перуанская были уничтожены испанцами. Славянский тип культуры находится в становлении. Подробнее об этом см. в его работе «Россия и Европа». Данилевский выделил 4 вида деятельности: религиозную, культурную,

Политическую и обществ-эконом. Он разделил цивилизации на следующие типы:

1) Подготовительные. Егип., кит., вавил, инд, иранская – подготовительные, так как все в смешении и они не проявили ни одну из сторон деятельности.

2) Одноосновные – достигли успеха в какой-либо одной деяте-сти. Религия – евр. цив., культ – греч., полит – рим. – одноосновные цивилизации.

3) Двухосновная одна – романо-германская – наука+промышл.

4) Лишь славянская цив модет стать 4-основной.

Цивилизации проходят стадии бессознательности; становления государства; культ-ист., разложения и гибели.

Концепция КИТ – антитеза универсалистским европоцентристским концепциям истории, согласно которым народы Востока и России – приложения к истории Запада. «У каждого своя история. И стремиться к одному и тому же не стоит», «бесцветность, неоригинальность».

ЦП. Арнольд Тойнби (1889-1975) рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».

Цивилизация, по Тойнби — как определенная фаза развития культуры, где возникают поселения, государство и письменность. Особо он выделяет религию, выделяя ее синтезирующую роль.

Тойнби считал, что развитие любой цивилизации обусловливается действиями «вызова-ответа». Например, экспансия коммунистических идей лишь один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами». Тойнби утверждал, что «на вершине своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно стремления, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападный облик». Тойнби предсказывал, что в 21 в. определяющим историю вызовом станут выдвинувшая собственные идеалы Россия (которую Запад не жаждет принять в свои объятия), исламский мир и Китай.

ЦП 2. Освальд Шпенглер (1880-1936) ярчайший представитель культурологического подхода. Ш. утверждал: мировая история – это кругооборот самобытных культур, которые, подобно живому организму, проходят стадии рождения, юности, зрелости и старости.

Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает. Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры,завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. С т. зрения Шпенглера, понятия культура и цивилизация противопоставляются друг другу. Цивилизация, будучи старостью культуры, завершающей стадией развития культуры, умирающей культурой, характеризуется упадком творческих сил, холодной рациональностью, превращением народа в массу.

Всего Шпенглером было выделено восемь культур:индийская; • китайская; • вавилонская; • египетская; • античная; • арабская; • русская; • западноевропейская. Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

Фернан Бродель (1902-1985), фр. историк, придерживался точки зрения, согласно которой цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из ее элементов, образующих совокупность духовных явлений. По Броделю, цивилизация — это целостная историческая система, образующаяся из совокупного взаимодействия экономической, социальной, политической и культурно-психологической подсистем. Он называет ее «культурно-исторической зоной», связанной прежде всего с географией и демографией.

Эдуард Тайлор (1832-1917)– английский этнограф, основоположник эволюционистской школы в антропологии, автор книги «Первобытная культура» (1871) считал, что цивилизация и культура – синонимы. Культура для Э.Тайлора складывается в целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Ученый был активным сторонником применения эволюционной теории к культуре. Эволюционное развитие человечества шло от дикости через варварство к цивилизации. История культуры трактуется как постепенный и непрерывный прогресс орудий труда, знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и т.п., осуществляющийся в соответствии со столь же строгими законами, как и законы природы. Всемирную известность Тайлору принесла анимистическая концепция происхождения религии, согласно которой в основе всех религий лежат первобытные представления о душе и духовных сущностях.

Типы цивилизаций и культурные особенности
Восточная цивилизация – преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность

Западная цивилизация – интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике.
Русская цивилизация – многонациональность, соборность, миссионизм.

Почти то же самое, но более развернуто:

Восточная цивилизация, или традиционное общество, воспроизводит существующий образ жизни в течение длительного времени и ее эволюция носит циклический характер. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) направленность на поддержание сложившегося образа жизни, ориентация на опыт предков; 2) приоритет общественных ценностей над личными; 3) созерцательность, установка не на внешнюю практическую деятельность, а на внутреннее самосовершенствование. Для Востока также характерен экстенсивный тип развития, ориентированный не на преобразование среды, а на приспособление к ней, отсюда медленное изменение производственных технологий и социальной структуры, низкий уровень социальной мобильности.

Западная цивилизация, или индустриальное общество (Европа и Сев. Америка) характеризуется быстрыми темпами развития на основе изменений в технике и технологии. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) модернизм, ориентация на все новое, на изменение жизненных условий; 2) индивидуализм, понимание личности как высшей, свободной, самостоятельной ценности 3) практицизм, установка на внешнюю познавательную активность и преобразовательную деятельность. Это ведет к интенсивному развитию зап. цивилизации и плюрализму в экономике и политике.

Русская цивилизация имеет свою историю, свой путь развития. Россия целиком не вписывается ни в один из двух принципиально различных типов общественного устройства – ни в Запад, ни в Восток. Образ жизни и мысли в России не был ни чисто европейским, ни чисто азиатским, ни простой суммой двух начал, он всегда отличался, и будет отличаться своеобразием. Русские мыслители (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.) отмечали существование общероссийского духа и выделяли основные черты русского народа – многонациональность, многокультурность, соборность, державность, мессианизм, миссионизм доброту и т.д.

 

Генрих Риккерт(1863-1936) нем.ф-ф, представитель неокантианства – теория ценностей. Ценность — это духовная цель, жизненная практическая установка, выражающая живой нерв культуры, ее смысловое ядро, отражающая динамику культуры. Культура вообще есть процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития. Риккерт возводит ценность в ранг универсальной системообразующей категории. То, что нельзя отнести к ценностям, не имеет никакого смысла.

Нельзя смешивать такие понятия, как закон и ценность. Закон отражает что-то типическое, а за ценностью всегда стоит нечто уникальное. Неизбежность и долженствование, бытие и смысл. Все философы, кроме Канта, грешили неразличением этих понятий. Но все философы, учившие о смысле жизни, создавали настоящее философское учение.

3. Деятельностный подход –подход, по которому культура – это система внебиологических программ человеческой практики. В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность.

4. Семиотический подход. Юрий Лотман разработал семиотический подход к рассмотрению культуры. Лотман рассматривает культуру как иерархию частных семиотических систем, как сумму текстов и соотнесенного с ними набора функций или как некоторое устройство, порождающее эти тексты.

Коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни называются … культурной революцией

Тесты по теме Культура, цивилизация, формации

1. Установите соответствие между общественно-экономическими формациями и их характерными признаками.
1. Охота, рыболовство и собирательство как основные формы хозяйственной деятельности 2. Равный труд равных собственников
3. Присвоение труда зависимых крестьян 4. Преобладание наемного труда рабочих

А) Первобытнообщинная б) коммунистическая в) феодальная г) капиталистическая д) рабовладельческая

2. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества: 1. Культурно-исторический тип 2. Рабовладельческое общество 3. Мир-империя цивилизационный подход формационный подход миросистемный подход стадиальный подход

3. Культуру и цивилизацию противостоящими друг другу считал … А) М. Лютер б) П. Абеляр в) У. Оккам г) О. Шпенглер

4. Установите соответствие между философами и их взглядами на соотношение понятий «культура» и «цивилизация». 1. А. Тойнби 2. Э. Тайлор 3. О. Шпенглер 4. Ф. Бродель А) Цивилизация – определенная фаза в развитии культуры, где существует государство и письменность. Б) «Культура» и «цивилизация» – синонимы. В) Цивилизация – база культуры. Г) Понятия «культура» и «цивилизация» никак не связаны друг с другом. Д) «Цивилизация» – умирающая культура.

5. Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества. 1. А. Тойнби 2. К. Маркс 3. У. Ростоу 4. Г. Риккерт А) формационная теория б) теория стадий экономического роста в) цивилизационная теория г) теория ценностей д) теория исторического круговорота

6. Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций. 1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике 2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность 3. Многонациональность, соборность, миссионизм

А) западная цивилизация б) восточная цивилизация в) русская цивилизация г) первобытное общество

7. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями. 1. Деление исторического процесса на формации 2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора 3. Мир разделен на центр и периферию. А) линейный подход

Б) нелинейный подход В) Мир-системный подход г) статичный подход

8. Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является … а) К. Маркс б) М. Фуко
в) О. Шпенглер г) А. Тойнби