Натурфилософский этап развития античной философии (досократики).

 

Философы-натуралисты (досократики) не ставили непосредственно вопроса о человеке. Первое, что вызывало их удивление и восхищение (как начало философствования, по Аристотелю), — это явления природы. Поэтому, отражая универсальные интересы древнегреческого общества, мыслителизанимались, прежде всего, проблемами космического (природного) и гносеологического (познавательного) характера. Была поставлена проблема первоначала (архе) естественных, природных явлений во всём их многообразии. Философы пытались выяснить, откуда мир начало, как он развивается, куда все уходит. Появилось понимание субстанции, (т.е. неизменяемой первооснова мира, которая дает начало, развитие и в которую возвращаются предметы и существа реального мира после завершения их земного пути. Субстанция виделась каждым из философов, прежде всего, как природная стихия (вода, огонь, земля, апейрон и т.д.).

В зависимости от того, как отвечали на вопрос, что есть первоначало мира и как он развивается, натурфилософские школы имеют следующее деление:

 

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милетская школа – первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Зародилась она в VI в. до н.э. в г. Милете, в Ионии (западное побережье полуострова Малая Азия). Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии.

Наиболее ярким представителем этой школы является Фалес (ок. 625 – 545 гг. до н.э.), который считал, что все сущее происходит из воды.

Фалес из Милета считается родоначальником европейской науки и философии. Кроме того, он математик, астроном и политический деятель. Несмотря на то, что от его учения осталось лишь несколько отрывочных фрагментов, но общее направление его учения известно достоверно.