Характерные черты древнегреческой философии. От мифа к Логосу.

Лекция. АНТИЧНАЯ (ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАН:

Характерные черты древнегреческой философии. От мифа к Логосу.

Натурфилософский этап развития античной философии (досократики).

Античная классика (Сократ, Платон, Аристотель).

Эллинистический этап развития древнегреческой философии.

Основная литература:

1. Дугин В.Д. Философия. Учебник для вузов. М.: Норма, 2008

2. Канке В.А. Философия. М., Логос, 2005. (В наличии в библиотеке МГИИТ)

3. Спиркин А.Г. Философия. М., 2005.

4. Философия. Учебник для вузов. Под ред. В.В. Миронова. М., 2008. (В наличии в библиотеке МГИИТ)

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

Прежде всего, отметим несколько основных философских понятий, значение которых необходимо нам для сегодняшней лекции.

Антропоморфизм – (от греч. «антропос» - человек и «морфе» - форма, вид) – уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, животных, мифических существ.

Разум –высший уровень мыслительной деятельности человека; познание в целостности, теоретической обобщенности. Посредством разума (мышления) человек обобщает результаты познания, создает новые идеи.

Рациональное –относящееся к разуму, установленное и обоснованное им, проистекающее из него. Противоположность разума – иррациональное (непознаваемое). Рациональноепротивоположно эмпирическому(опытному) и чувственному познанию.

Гилозоизм – (от греч. hyleвещество, материя; и zoeжизнь) – философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

Космоцентризм –направленность на осмысление Космоса, Вселенной, т.е. природы.

Субстанция -(лат. substantia - сущность, основа) – первооснова, сущность всех вещей и явлений действительности. Нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе.

Характерные черты древнегреческой философии. От мифа к Логосу.

Западная философия родилась в Греции. Она явилась результатом высочайшего культурного развития, достигшего кульминации в V веке до н.э. — веке Перикла - и IV в. до н.э. (классика) –в эпохуСократа, Платона, Аристотеля.Этот взлет называют «эллинским чудом».

Античная философия охватывает период около одной тысячи летVI в. до н.э. – VI в. н.э.,уступая место средневековойфилософии. Она впитывала мудрость Востока, но древний Восток создал предфилософию, базирующуюся на мифологии и предрелигиозном мировоззрении. Рациональность, которая присуща философии, появилась лишь в Древней Греции.

Поэтому первой отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой.Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов (т.е. вопросов происхождения мира и его развития).

Второй отличительной чертойантичной философии является ее космоцентризм, когда Космос, Вселенная, принципы и основы ее существования ставились в центр рассмотрения.

Третьей характерной чертой античной философии является антропологизм, т.е. направленность на человека, на постижение сущности его бытия. Однако эта черта начинает проявляться с греческой классики (с сер. V в. до н.э.), а именно с учений софистов и Сократа, которые поставили в центр осмысления человека, личность, этику, познание. Протагор, основатель софистики, объявляет человека «мерой всех вещей».

Наконец, важнейшая черта греческой философии, которая одновременно выступает как направлениеразвития античной философии есть движение от мифа к Логосу. Другими словами, это – тенденция развития от мифологической формы знания к логической, рациональной. (Логос– с греч. – слово, учение).

На этом остановимся несколько подробнее, т.к. это движение означает тенденциюразвития культуры, мышления, становления абстрактных форм мысли.

Мифологический этап развития культуры предшествовал появлению религии, философии, науки. Мифология существовала как идеологическая система общинно-родовой формации, как основная форма мировоззрения первобытного общества.

Мифологияесть результат духовной потребности людей объяснить мир и разобраться в явлениях природы.Поскольку еще не было философии, этот процесс объяснения и осмысления окружающего мира шел через персонифицирование, или – создание образов богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. В древнегреческой мифологии реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. (Люди переносили на богов свои эмоции, оттенки характеров, чувства, страсти и т.д.). Хотя обожествляться могут различные существа (животные, растения), неодушевленные предметы. (Выдра, например).

Таким образом, мифология представляет собой образно-художественный способ объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космического начал.В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Мифологическое объяснение мира продуцирует рассказы о его происхождении и творении.

Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры.Мифы утверждали принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру.

Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного сознания. В качестве единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства. Мифологическаяформа культуры сформулировала первые идеи, способрассмотрения отношения человека к природе, сознанию, процессу познания, которые затем продуцируют собственно философско-научное знание.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Ни философия, ни наука, ни реальная жизнь не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя оспорить (так же, как и веру), т.к. они не могут быть обоснованы и восприняты силой рациональной мысли. Мифы не выражены логически, следовательно, человек не может противопоставить им логическую аргументацию. (Как опровергнуть миф о псе Цербере, Хароне и т.д.?). В то же время – их надо знать, т.к. они составляют значимый факт культуры.

Бессмертным памятником античной культуры является творения Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые всецело написаны на почве мифологии. Вопросами о происхождении мира одним из первых задавался Гесиод (VП в. до н.э.) – крестьянский поэт, автор «Труды и дни», «Теогония». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную богов.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержаниеми соответствующими формами (философскими, понятийными, обобщающими) мышления. Возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, осуществляется переход от мифа к философии, от мифа к Логосу. Зарождается философия и вместе с ней аналитическая составляющая научных знаний, научных идей.

Таким образом античная философия в VI в. до н.э. зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но предшествующая общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время. Рабовладельческая формация, возникшая на почве разделения умственного и физического труда, заменяет мифы как преднаучное знание рациональными построениями.

Подобное развитие идейной сферы в современной науке и обозначается как переход от мифа к логосу.

Рассмотрим собственно становление античной философии.