Проблема сознания в истории философии: основные концепции

Сознание– это особое состояние духовной активности, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Каждая эпоха имела свои представления о сознании. Античная культура открыла одну сторону сознания – направленность на объект, на мир. Философия античности космоцентрична, античный человек живет космосом, вещами, нет навыка сосредоточения на самом себе. Христианство породило потребность во внутреннем сосредоточении на собственных переживаниях. Теоцентризм средневековой культуры, необходимость общения с Богом породили новую практику общения – молитву, исповедь. В ней человек должен отключиться от потока жизни, сосредоточиться на себе

Плотон выделял 3 уровня духовности: 1)высший – связь человека с Богом; 2)уровень рефлексии и разрушений, связанных с мирской жизнью; 3)господство инстинктов и страстей.

Новое время вошло в историю под знаком того события, которое Ницше обозначил словами: «Бог умер!». Переосмысление проблемы сознания происходит в обстановке, когда человек перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и небесному. Сознание теперь понимается как чисто интеллектуальная деятельность. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем победили правила логики.

Маркс утверждает, что сознание есть субъективный образ объективного мира. В структуре внутреннего опыта сознания стали доминировать материальные интересы и сознание стало ничем иным как осознанием этих интересов. Морально все, что приносит материальный успех.

В философии условно можно выделить следующие подходы к пониманию сознания:1. монистический;2. дуалистический.

Дуализмпризнает равноправное существование двух субстанций: материи и сознания, каждая из которых развивается по своим собственным законам и существует независимо от другой.

Материалистическая и идеалистическая концепции сознания. Согласно идеализму, сознание есть особая нематериальная свободная по своей сущности духовная активность. Материя в рамках этого понимания представляет собой деградирующее сознание, потерявшее свою активность.

Объективный идеализм – сознание абсолютная, вне и надындивидуальная духовная активность. (Платон, Бердяев, Гегель). Идеи первичны, а действительность, в которой живет человек – вторичны. Идеи не являются продуктом человеческого разума, напротив, идеи существуют вне и независимо от человеческого разума.

Субъективный идеализм: трансцендентальная концепция сознания – Кант – сознание есть специфическая общечеловеческая идеальная активность. При всех различных вариантах в идеализме сознание понимается как субстанция, все остальное лишь еѐ производное. В рамках материализма сознание носит функциональный характер, оно есть лишь функция, субстанция, сознание есть производное материи.

Вульгарный материализм – вульгарными их знания считали из-за примитивного понимания психики: мозг так же вырабатывает мысль, как печень – желчь. Содержание сознания сводится к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу человека.