Движение и его свойства. Классификация форм движения материи

Движение-атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящее в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение- это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояния.

Не существует материальных объектов вне определенных форм движения. Прекращение определенных форм деятельности означает прекращение существования данного объекта и переход его в иное, другой объект. Движение внутренне присуще материи и оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. Наличие иерархии форм материи определяет разнообразие форм ее движения. Можно выделить следующие основные формы движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Современная наука открывает новые формы движения. К ним относятся, например, движение микрочастиц, процессы физического вакуума и другие. Это заставляет пересматривать традиционную классификацию форм движения, но неизменным остается вывод о существовании различных форм движения, деление их на высшие и низшие. Между этими формами существует органическая связь, которая проявляется в том, что каждая высшая форма движения содержит низшую. В тоже время нельзя сводить высшие формы к низшим, ставить знак равенства между ними.

Материя-это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания.

Формами существования материи являются пространство и время, которые представляют нерасторжимое единство и рассматриваются как пространственно-временной континуум.

Пространство-это форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время-это форма бытия материи, которая выражает существование материальных объектов и последовательность изменений данных объектов в процессе их развития.

Пространство характеризуется протяженностью, однородностью, изотропностью, трехмерностью. Время определяется такими свойствами как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

 

38. Пространство и время как формы существования материи.

Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.

Время – объективно-реальная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

Свойства пространства:

1. Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания.
2. Абсолютность, всеобщность.
3. Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи.
4. Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения.
5. Неразрывная связь пространства и времени.
6. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности.
7. Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи).
8. Протяженность.
9. Обратимость.
10. Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной.

Свойства времени:
1.Объективность.
2.Абсолютность.
3. Относительность, то есть зависимость от скорости движения материи. Так, например, экспериментально доказано, что при увеличении скорости движения микрообъектов, увеличивается время их жизни.
4. Неразрывная связь с материей, то есть нет "чистой длительности", нет времени, в котором не происходили бы те или иные события.
5. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности, обеспечивающей связность потока событий, без деления их на секунды, месяцы, годы, эпохи, века и т.д. Такое деление – акт субъективный.
6. Неразрывная связь с пространством. В теории относительности пространство-время существует как единый четырехмерный континуум, где три пространственные и временная координата выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой.
7. Вечность и бесконечность времени. Вселенная, как доказывает естествознание, развивается от минус-бесконечности до плюс-бесконечности.
8. Необратимость времени.
9. Одномерность времени.

39. Предмет диалектики. Исторические формы и альтернативы диалектики.

Диалектика
- философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.
Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества.
В содержании диалектики можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику.

А) Многие древнегреческие философы были диалектиками. На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость понятия движения (известные апории Зенона) и противоречивость отдельных форм бытия. В философской мысли Древней Греции идея изменчивости наиболее ясно высказана Гераклитом. В дошедших до нас фрагментах его сочинений обращает на себя внимание ряд диалектических утверждений: «нельзя дважды вступить в ту же самую реку», «ничто не постоянно», «всё течёт, всё изменяется».

Б) Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.
Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

В) В материалистической диалектике развитие рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Главная задача, которую предстояло решить создателям материалистической диалектики, - это показать, откуда у материи появляется неисчерпаемая энергия вечного самодвижения, как развитие материи приводит к возникновению и развитию духа. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом философская теория развития была нацелена главным образом на решение данной задачи.
Теория материалистической диалектики имеет два взаимодополняющих уровня объяснения развития: 1) идейный уровень; 2) собственно теоретический уровень.

Первый уровень составляют принципы, определяющие диалектико- материалистический способ понимания мира. Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие.
Второй уровень теории развития образуют законы материалистической диалектики. В законах находят отражение объективные, наиболее общие, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи, характеризующие структуру развития мира. В диалектике выделяются две группы законов. В первую группу включены законы, раскрывающие структуру развития на уровне описания самого механизма развития (источника, “запускающего” данный механизм, характера действия механизма и той направленности, которую он придает развитию своей работой). Законы, входящие в первую группу, в силу их важности для объяснения начал развития называют основными.

Таких законов три:
1) закон единства и борьбы (взаимопроникновения) противоположностей, раскрывающий источник развития;
2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, позволяющий показать, как происходит развитие, и таким образом уяснить его характер;
3) закон отрицания отрицания, на основе которого появляется возможность объяснить направленность развития. Во вторую группу входят законы, объясняющие ту часть структуры развития, которая обусловливает наличие в нем всеобщих противоположных сторон: возможности и действительности, необходимости и случайности, содержания и формы и т.п. Эти законы объясняют сущность взаимодействия противоположных сторон развивающегося мира и получают название соответственно отражаемым в них конкретным связям: закон взаимосвязи возможности и действительности; закон взаимосвязи явления и сущности; закон взаимосвязи формы и содержания и т.п. Соотнося значение этих законов с законами первой группы, их обычно называют неосновными законами диалектики.

40. Принципы диалектики. Диалектическое и метафизическое мышление

Диалектика –– философская теория развития природы, общества, мышления и основанный на этой теории метод познания и преобразования мира. Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духовного развития человечества. В содержании диалектики можно выделить три ее исторические формы –– стихийную диалектику древних, диалектику Гегеля и марксистскую диалектику.

Принципы диалектики – это предельно общие идеи, выражающие концептуальные основы диалектики. Согласуясь между собой, они позволяют логически непротиворечиво описать развитие.

Принцип развития — это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности.

Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что ―в мире нет ничего, кроме движущейся материи

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача - объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Идея отражения становится принципом диалектики в силу того, что, с одной стороны, с еѐ помощью объясняется возникновение сознания, с другой стороны, она используется для раскрытия материального источника развития сознания. Идея отражения позволяет уяснить единство и различие объективной и субъективной диалектики. Под объективной диалектикой понимаются реальные процессы развития материального мира.

Субъективная диалектика – процесс и результат отражения объективной диалектики в человеческом сознании. Субъективная диалектика (мышления, духовного мира в целом) подчиняется всеобщим законам объективной диалектики (хотя и не сводится к ним).

Принцип детерминизма конкретизирует общую картину развития мира. Согласно данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, то есть любое явление есть следствие каких-либо причин, порождающих данное явление оснований. Итак, принцип детерминизма исходит из наличия всеобщей взаимной связи и обусловленности явлений мира, из генетической причинной производительности, лежащей в основе отношений детерминации. Диалектикой учитывается и факт существования непричинных видов детерминации (условной, функциональной, структурной).

Одной из главных форм антидиалектики является метафизика, представляющая собой противоположное диалектике мировоззрение, эволюция которого обеспечивалась и поныне происходит за счет самых различных идей. Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно свести в две группы. В первую группу входят идеи ―жесткой оппозиции диалектике. Этими идеями отрицается всеобщая связь явлений, абсолютизируется покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе - принципе развития.

Метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее развитие; во-вторых, как противоположная диалектике концепция развития. Жизненные проявления метафизики разнообразны. Она обнаруживает себя как в мышлении, так и в практическом действии. Наиболее жизнестойкими формами метафизики являются догматизм, софистика, эклектика.

 

41. Основные законы диалектики и их методологическое значение для медицины.

А) Закон единства и борьбы противоположностей.Согласно данному законупротиворечие выступает источником и движущей силой всякого развития. Вматериалистической диалектике противоречие представляет собой динамическую систему(процесс), которая в своем развитии проходит три этапа: 1) возникновение, 2) собственноразвитие, 3) разрешение.

 

Тождество — это понятие, в содержании которого запечатлены, если речь идет оразных предметах — их совпадение, равенство; если речь идет об одном предмете – еготождественность самому себе. Тождество всегда относительно. Это означает, что междупредметами всегда существует разность, под которой подразумевается все, выходящее зарамки схожести предметов.

Противоположности — это различия между предметами, выросшие до предельныхразмеров в том смысле, что они оформились в определенный субстрат (сторону явления,элемент системы, часть целого), который “принуждает” своей активностью (своимсуществованием) предметы, находящиеся в единстве (то есть в системе), развиваться впротивоположных направлениях.

Противоречие- это взаимодействие противоположностей.

Единство и борьба - это две стороны процесса взаимодействия противоположностей.

Единство противоположностей может быть понято трояко. Во-первых, - двепротивоположности (самолет и Земля) находятся в единой системе. Во-вторых, - единство противоположностей - это их взаимодополняемость и взаимопроникновение вфункционировании системы. В-третьих, единство противоположностей может быть понято икак результат “снятия” их борьбы, происходящей в процессе развития противоречия. (Содной стороны, люди преодолели притяжение Земли, поскольку они находятся в летящемсамолете, с другой, - сила земного притяжения не перестает на них действовать и при полетесамолета).


Гармония - это такое состояние развития противоречия, при котором существует(обеспечивается) порядок взаимодействия противоположностей, основанный насущественной связи между ними и позволяющий системам развиваться: а) естественнымобразом (естественная гармония природы); б) в соответствии с установленнымизакономерностями и целями (благополучный полет самолета). Гармония есть характеристикатого, что система нормально функционирует и развивается в соответствии с естественнымходом вещей и/или их культурным назначением.

Дисгармония отражает наличие определенных деформаций в развитии противоречия,которые приводят к некоторым нарушениям в функционировании системы, но незатрагивают основ ее развития в соответствии с назначением. Дисгармония как состояние вразвитии противоречия имеет две противоположные тенденции изменений: к уменьшениюдеформаций существующего порядка взаимодействия противоположностей — тогда онастремится к переходу в состояние гармонии; к увеличению данных деформаций — тогда онавыступает в качестве основы коллизии в развитии системы и подготавливает конфликт.

 

Б) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Согласноданному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходямеру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков.

Качество — это внутренняя определенность предмета, в которой выражается егоспецифика, своеобразие, отличие от других предметов. Изменяя качество предмета, мыполучаем другой предмет, у которого уже будет иная внутренняя определенность, иноекачество. Как правило, качество представляется через свойства. Качество - это совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие (или общность) сдругими предметами. В данном отношении качество предмета сближается с его сущностью,но в отличие от последней, характеризует предмет с точки зрения того, что он представляетсобой в отличие от других предметов, указывает на то, чем он является. В выполнении этойфункции качеству “помогает” свойство.

Свойство - категория, отражающая проявление отдельных сторон качества предметаво внешней среде.Предмет однокачественен и многосвойственен.

Количество, определяя степень развития свойств предмета, становится внешней,более доступной восприятию, характеристикой его качества, определенностьюпространственно-временных границ предмета и возможностей его изменений.Характеристика предмета в его качественной и количественной определенностивыражается мерой. Мера определяет те количественные границы, в которых качествопредмета сохраняется.

 

В) Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания объясняет направлениеразвития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний.

 

Основная категория закона - отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта вновое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешнихпротиворечий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляютсячетыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-тосоздается новое.