Этический рационализм Сократа.

*Я знаю, что ничего не знаю

· В центр своей философии ставит не проблему натурфилософии, а проблемы человека, морали и познания.

· Диалектика, как искусство спора, метод заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.

· Применял повивальное искусство, именуемое майевтикой. (Сократ – «повивальная бабка»). Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

· Первым указал, что знание носит понятийный характер. Материальный мир познать невозможно (агностицизм), душа доступна для познания.

· Сократ тесно связывает понятия добродетели и знания - этический рационализм. Ведь только человек, знающий, что такое справедливость и имеющий представления о добродетели вообще, может поступать согласно справедливости и быть счастливым. Поэтому необходимо, прежде всего, познать самого человека: «Познай самого себя», – эти слова часто повторял Сократ. (познать себя, значит найти общие для всех людей нравственные качества). Знание и добродетель – всегда одно, они носят абсолютный, а не относительный (как у софистов) характер.

· Центром внимания Сократа был человек, человек познающий. Сократ обратил внимание на проблемы, касающиеся человеческой жизни и, прежде всего, на нравственные принципы людей. Философ должен размышлять не о природе, а о человеке, и разрабатывать учение о том, как следует жить и поступать одновременно и целесообразно, и нравственно.