Философия софистов: гносеологический и этический релятивизм.

Одной из заслуг софистов явилась переориентации философии от натурфилософских проблем на проблемы познания общества и человека. Среди наиболее видных софистов выделяют: Протагора, Горгия, Гиппия и др.

Для философии софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Протагор - основатель школы софистов. Наиболее известно изречение Протагора, что «человек – мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Протагор провозглашает человека единственной мерой истинности суждений: любое человеческое знание опосредовано человеческой субъективностью, индивидуальностью, следовательно, относительно. Таким образом, если человек – мера всех вещей, то все ставится в зависимость от его оценки, то есть превращается в относительное. Это касается не только знания, но и этических норм и религиозных представлений – этический релятивизм.

Идею относительности любого мнения и знания о мире выразил Горгий.

 

Он говорил:

1) истины нет (как кому кажется, так оно и есть)

2) если она и есть, то ее нельзя мыслить

3) если даже ее можно мыслить, ее нельзя высказать (ибо каждый вкладывает в слово

только свой, ему доступный смысл) – истина у каждого своя

 

Такая позиция софистов называется гносеологическим релятивизмом. Софисты ограничивались установлением различий, останавливаясь на индивидуальном, частном и субъективном. Абсолютизируя индивидуальное, особенное и субъективное, они забывают об объективном, общем, едином.