Древнекитайская философия: конфуцианство, даосизм.
Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Древнекитайская философия была малосистемна. Это объясняется тем, что она была слабо связана даже с той наукой, какая существовала в Китае, а также слабым развитием древнекитайской логики. Внутренне китайская философия необычайно стабильна..
Нравственный идеал даосизма — это отшельник
Лао-цзы («старый учитель»), учение об извечном пути всех вещей (Дао) и его конкретных предметных проявлениях и осуществлениях (дэ).В центре внимания даосизма - проблемы бытия. Условно можно выделить ряд разделов учения Лао-цзы: Учение о недеянии,Учение о Дао,Учение о противоположностях. Основным принципом даосизма является принцип у-вей (недеяния, бездействия) - этический идеал даосизма, подчинение естественному процессу, направленное на гармонию с Дао. Дао — это обозначение закономерности, оно объективно, вечно, всеобще, беспредельно, естественно, всепроникающее. Вследствие всех качеств оно составляет основу для существования всех вещей и потому выражает их единство. Дэ — вторичный принцип, благодаря которому Дао проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. Цель поведения — уподобиться Дао, которое не борется, но умеет побеждать. Деятельность человека разрушает гармонию сущего, естественный ход событий. Покой — путь к постижению сущности. Кто действует — потерпит неудачу.
Концепция недеяния основывается на учении о Дао. Дао — это корень Неба и земли, мать всех вещей. Все сущее носит в себе темное (Инь) и светлое (Ян), испускает Ци и создает гармонию. Суть: предоставить вещам плыть самим по себе.
Конфуцианство:
Древнейшая философская школа, которая рассматривает человека, прежде всего как участника социальной жизни.
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.