Виды пробелов в законодательстве:

В зависимости от степени неурегулированности ОО:

§ Полные (ОО вообще не урегулированы нормами права)

§ Частичные (ОО урегулированы не полностью)

В зависимости от причин возникновения:

§ Объективные

§ Субъективные

В зависимости от времени возникновения:

§ Первоначальные (с момента принятия НПА, правотв.орган сразу принимает пробельный НПА)

§ Последующие (уже в процессе действия НПА: при появлении новых ОО)

В зависимости от возможности преодоления пробелов в процессе применения права:

§ Преодолимые (можно преодолеть путем применения права по аналогии, т.е. когда можно применить нормы права, регулирующие сходные общественные отношения, а при отсутствии таких норм разрешить дело исходя из общих начал и смысла законодательства)

§ Непреодолимые (в случае, если аналогия закона в этом деле запрещена)

Наличие пробела в законодательстве хотя и создает определенные трудности, но не должен служить основанием для отказа в решении того или иного вопроса со стороны правоприменительных органов, т.к. законодатель предоставляет правоприменительным органам возможность преодолеть (восполнить) пробел путем применения права по аналогии при решении конкретного юридического дела. Для этого необходимо наличие трех условий:

Ø Необходимо, чтобы в законодательстве существовал действительный пробел, т.е. действительно отсутствовали правовые нормы, которые бы регулировали рассматриваемый случай.

Ø Необходимо, чтобы рассматриваемый случай входил в сферу правового регулирования.

Ø Необходимо, чтобы применение права по аналогии дозволялось законодателем.

Два способа применения права по аналогии:

· Аналогия закона – это решение юридического дела на основе правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения.

· Аналогия права – решение юридического дела на основе общих принципов и смысла законодательства.

 

91. Толкование права: понятие и способы.

Толкование права –это деятельность по установлению и объяснению подлинного смысла правовых норм с целью обеспечения их надлежащей реализации и дальнейшего совершенствования.

Структура толкования права:

· Уяснение права – это деятельность по установлению подлинного смысла правовых норм (внутренний мыслительный процесс).

· Разъяснение права – это деятельность, связанная с объяснением подлинного смысла правовых норм (толкование «для других»).

Причины необходимости толкования права:

ü Для правильного и единообразного применения правовых норм (разъяснения судов)

ü В связи с тем, что адресаты правовых норм не всегда могут самостоятельно и правильно уяснить смысл правовых норм.

ü Содержание правовых норм находит свое внешнее выражение в определенном тексте: в словах, предложениях, формулировках, поэтому адресаты воспринимают не само содержание права, а их текст, через который они устанавливают содержание норм права, их смысл.

ü Текст правовой нормы по тем или иным причинам не всегда адекватно может выражать ее подлинный смысл.

ü Норма права – это абстрактные предписания общего характера, распространяющие свое действие на неопределенный круг общественных отношений. А применяются к конкретным лицам.

ü Гос.воля, выраженная в нормах права, оформляется в соответствии с правилами правотворческой техники, с использованием соответствующих средств и приемов, что обуславливает толкование в процессе применения.

ü Нормы права регулируют общественные отношения, находясь в определенной взаимосвязи друг с другом, поэтому для того, чтобы понять смысл одной нормы, необходимо обратиться к другой.

Цели толкования права:

-- толкование права призвано обеспечить надлежащую реализацию правовых норм, особенно их применение. Для толь, чтобы нормы права были надлежащим образом реализованы, необходимо правильное их понимание.

-- толкование правовых норм позволяет выявить пробелы в законодательстве, неточность формулировок и другие недостатки. В этой связи толкование права дает правотворческим органам необходимый материал для последующего совершенствования законодательства и внесения в действующие нормы права соответствующих изменений.

-- толкование права играет немаловажную роль при систематизации законодательства, в научных исследованиях, в процессе преподавания права, при правовой пропаганде.

Функции, которые выполняет толкование права:

Правообеспечительная функция (обеспечение реализации и применения права)

Сигнализационная функция (сигналы о недостатках и упущениях зак-ва)

Регламентационная (акты толкования права дополнительно к НПА реглам.поведение субъектов)

Конкретизационная (при толковании происходит конкретизация норм в конкретном случае)

Познавательная (более глубокое понимание содержания и целей правовых норм).

Способы толкования права:(это совокупность определенных приемов и средств, используемых для установления содержания правовых норм)

· Грамматический способ:способ связан с использованием правил грамматики при анализе текста правовой нормы. Выясняется смысловое значение слов, определяется смысл предложений, осуществляется их синтаксический и стилистический анализ. Этот способ толкования считается первичным, исходным, т.к. толкование права начинается с визуального восприятия текста правовой нормы. Но он является самым простым, т.к. при таком толковании выясняется лишь буквальное содержание правовых норм (буква закона). Такое толкование позволяет установить тот смысл, который непосредственно вытекает из текста правовой нормы. Но этот способ не всегда позволяет выявить подлинное содержание правовой нормы.

· Специально-юридический способ:способ основывается на знании юридических наук и использовании их положений о правилах правотворческой техники, о технико-юридических средствах и приемах, о юридических фактах, субъективных правах и обязанностях, юридической ответственности и тд.

· Логический способ:здесь широко используются такие приемы как логический анализ понятий, выводы об аналогии, доведение до абсурда, преобразование предложения, доказательство от противного и тд.

· Систематический способ:состоит в выявлении системных связей толкуемой нормы права с другими правовыми нормами. Этот способ позволяет выяснить место толкуемой нормы в соответствующем институте права, в целом в системе права, определить горизонтальные, вертикальные, функциональные и иные связи, что позволяет в полной мере раскрыть ее содержание и понять подлинный смысл.Кроме того, данный способ позволяет правильно понять сферу действия толкуемой нормы, круг лиц, на которых она распространяется, а также выявить противоречия и пробелы в законодательстве.

· Исторический способ:связан с использованием в процессе толкования правовых норм данных, относящихся к социально-политической обстановке в стране, проводимому гос-вом экономическому и социально-политическому курсу, которые имели место во время принятия трактуемых норм права.

· Телеологический (целевой) способ:используется для выявления целей, ради которых принималась трактуемая норма права и содержащий ее НПА.

· Функциональный способ:основывается на выяснении факторов и условий, в которых действует и применяется толкуемая норма.

92. Виды толкования права по субъекту и по объему.

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА ПО СУБЪЕКТУ:

Субъекты толкования права -это те лица, которые могут давать толкование действующим правовым нормам, уяснять и разъяснять их смысл. Толковать правовые нормы могут любые лица. Но есть лица, которым официально разрешено толковать нормы и есть лица, которые такими полномочиями не обладают, хотя толковать нормы им не запрещено.

В зависимости от субъектов, осуществляющих толкование права, различают:

· Официальное толкование права: это толкование, которое осуществляется уполномоченными на то субъектами (гос.органы и должностные лица). Результаты такого толкования обычно фиксируются в официальных документах и обладают юридической силой. Они носят обязательный характер для лиц, которым адресованы. В зависимости от того, носит официальное толкование общий или индивидуальный характер, оно подразделяется на:

ü Нормативное официальное толкование: общий характер, неопределенному кругу лиц. Результат толкования – создание интерпретационных норм, которые закрепляются в официальных документах и обязательны для неопределенного круга субъектов. Это толкование подразделяется на аутентичное (толкование, которое дается органом, издавшим нормы права) и легальное (толкование, которое дается органами, не издававшими, но наделенными со стороны гос-ва правом толковать нормы права)

ü Казуальное официальное толкование: это толкование, которое дается нормам права применительно к конкретному случаю (казусу). Такое толкование дается правоприменительными органами либо в процессе рассмотрения конкретных юридических дел, либо в случае пересмотра неправильных решений, вынесенных нижестоящими правоприменительными органами. Это толкование в последствии становится образцом для других правоприменительных органов и учитывается ими при решении аналогичных дел.

 

· Неофициальное толкование права: это толкование, которое дается субъектами, официально не уполномоченными (научные организации, ученые, адвокаты, граждане). Результаты такого толкования никакой юридической силы не имеют и для кого-либо не обязательны. Такое толкование подразделяется на:

ü Обыденное: толкование, которое дается лицами, не имеющими профессиональных юридических познаний.

ü Профессиональное: толкование, которое дается нормами права либо юристами-практиками, либо гос.служащими, имеющими соответствующий уровень правовых знаний в пределах своей практической деятельности.

ü Доктринальное: это толкование, которое дают правовым нормам ученые-юристы.

 

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА ПО ОБЪЕМУ:

Нормы права в основной своей массе имеют письменную форму и выражены в определенном тексте. За текстом правовой нормы всегда стоит известный смысл. В этой связи в норме права условно можно выделить два объема:

· Текстовой.

· Смысловой.

В процессе толкования права интерпретатор должен установить, совпадают или нет смысловой и текстовой объемы правовой нормы, адекватно ли текст правовой нормы отражает ее действительный смысл или нет. Если в процессе толкования выясняется несовпадение текстового и смыслового объемов правовой нормы, норме дается либо расширительное толкование,либо ограничительное толкование.

Следовательно, толкование права по объему м.б. буквальным (адекватным), расширительным и ограничительным.

Ø Поскольку текст правовой нормы в принципе должен адекватно отражать ее действительный смысл, толкование права должно быть буквальным: интерпретатор устанавливает, что текст нормы адекватно отражает ее смысл и дает норме буквальное толкование («что написано, то написано»).

Ø Если интерпретатор устанавливает, что текст правовой нормы ограничивает ее подлинный смысл, он дает норме расширительное толкование.

Ø Ограничительное толкование норме дается тогда, когда интерпретатор устанавливает, что текст правовой нормы расширяет его подлинный смысл.

 

93. Акты толкования права: понятие и виды.

Акты толкования права или интерпретационные акты являются определенной разновидностью правовых актов.

Акты официального толкования права –это вынесенные в процессе толкования права официальные документы, содержащие предписания, разъясняющие действующие правовые нормы.

Признаки актов официального толкования права:

· Это официальные документы, имеющие определенную форму и реквизиты.

· Это документы, которые выносятся (принимаются) уполномоченными на то субъектами (правотворческие органы и гос.органы, которым делегировано такое полномочие)

· Это документы, которые выносятся в процессе толкования права в определенной процедурно-процессуальной форме.

· Это документы, которые содержат предписания, разъясняющие действующие правовые нормы.

· Это документы, которые носят гос-властный характер.

· Это документы, которые обладают определенной юр.силой.

Классификация актов толкования права:

По форме внешнего выражения:

· Устные (устный совет или рекомендация).

· Письменные (в форме письменных рекомендаций или официальных документов с соответствующими реквизитами).

По субъектам, толкующим нормы права:

· Акты официального толкования (различные официальные документы, содержащие разъяснение правовых норм).

· Акты неофициального толкования (устные или письменные советы и рекомендации, не имеющие официального фарактера)

По юридической значимости:

· Акты нормативного толкования (общий и общеобязательный хар-ер, рассчитаны на неоднократное применение)

· Акты казуального толкования (индивидуальный хар-ер, к конкретному случаю).

По субъекту, издавшему интерпретационный акт-документ:

· Аутентичные (тем, кто принял толкуемые нормы)

· Легальные (делегировано право толковать)

По юридической силе:

· Акты законодательных органов (пост-е ГД, разъясняющее к-л закон)

· Акты исполнительных органов (акты правительств, министерств)

· Акты судебных органов (ПП ВС, обобщающий судебную практику)

· Акты органов прокуратуры (указ ГП по функциям прокуратуры)

По отраслевому признаку:

· Конституционно-правовые

· Административно-правовые

· Гражданско-правовые

· Уголовно-правовые и тд.

В зависимости от юридической природы:

· Итерпретационные акты правотворчества (нормативные юр.акты, изданные в порядке аутентического или легального толкования)

· Интерпретационные акты правоприменения (специфические ПА, содержащие правила применения норм права: ПП ВС).

 

94. Правовое поведение: понятие и виды.

Правовое поведение – предусмотренное нормами позитивного права и подконтрольное гос-ву сознательно-волевое социально значимое поведение людей, которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия.

Признаки правового поведения:

· Это поведение людей.

· Это поведение, которое выражено вовне в форме конкретных физических действий или бездействия. Это объективная, внешняя сторона правового поведения.

· Это поведение, предусмотренное нормами позитивного права и получившее с их стороны определенную юридическую оценку. Т.е. правовое поведение – это поведение, находящееся в сфере действия юридических норм, так или иначе урегулированное ими.

· Это сознательно-волевое поведение.

· Это социально-значимое поведение:

А) социально-необходимое (защита отечества)

Б) социально-желательное (участие в выборах)

В) социально-допустимое (забастовки)

Г) социально-вредное, нежелательное (правонарушение)

· Это поведение, подконтрольное гос-ву.

· Это поведение, которое влечет или способно повлечь определенные юридические последствия.

Виды правового поведения:

В зависимости от субъектов:

§ Индивидуальное (правовое поведение отдельно взятого человека)

§ Коллективное (поведение опред.группы лиц или коллектива людей)

В зависимости от его внешнего проявления:

§ Действие (внешне активное поведение)

§ Бездействие (внешне пассивное поведение, воздержание от тех или иных действий)

С точки зрения социальной значимости:

§ Социально-полезное (поведение необходимое или желательное для общества)

§ Социально-вредное (нежелательно, опасное поведение)

В зависимости от юридической оценки поведения:

§ Правомерное (поведение соответствующее праву)

§ Неправомерное (поведение, противоречащее праву)

В науке так же выделяют такие виды правового поведения, как:

o Правомерное – социально полезное поведение, соответствующее правовым предписаниям

o Правонарушение – социально вредное поведение, нарушающее требования норм права

o Злоупотребление правом – социально вредное поведение, но осуществляемое в рамках правовых норм

o Объективно-противоправное поведение – поведение, не наносящее вреда, но осуществляемое с нарушением правовых велений.

 

95. Понятие, состав и виды правомерного поведения.

Правомерное поведение –это охраняемое гос-вом социально-полезное осознанное поведение людей, соответствующее нормам позитивного права.

Признаки правомерного поведения:

· Правомерное поведение – это поведение людей: индивидов или коллективов

· Это поведение, которое выражено вовне в форме конкретных физических действий или бездействия

· Это сознательно-волевое поведение

· Это социально-полезное поведение.

· Это поведение, соответствующее нормам позитивного права

· Это поведение, которое обеспечивается и охраняется гос-вом

Состав правомерного поведения:

Состав – это совокупность элементов, которые в своем единстве образуют правомерное поведение.

ü Объект правомерного поведения:это то, на что направлено правомерное поведение (материальные и нематериальные блага)

ü Субъект правомерного поведения:право- и дееспособное лицо (индивиды или коллективы), совершающее правомерные поступки

ü Объективная сторона:внешнее проявление правомерного поведения (правомерное действие или бездействие и социально полезный результат)

ü Субъективная сторона:психическое и духовное состояние лица, его отношение к существующим нормам права и к своему поведению, правовая оценка им своей собственной деятельности + цели и мотивы поведения.

Виды правомерного поведения:

По отраслевой принадлежности:

§ Конституционно-правовое

§ Административно-правовое

§ Гражданско-правовое и т.д.

По формам реализации права:

§ Соблюдение права

§ Использование права

§ Исполнение права

§ Применение права

По степени социальной полезности:

§ Необходимое

§ Желательное

§ Социально-допустимое

По субъектам:

§ Индивидуальное

§ Коллективное

По объективной стороне: (т.е. в зависимости от внешнего проявления)

§ Правомерное действие: с учетом волевой направленности:

ü Юридические акты

ü Юридические поступки

§ Правомерное бездействие

По субъективной стороне: (с учетом целей и мотивов поведения)

§ Маргинальное – поведение людей, выбившихся из социальной колей жизни. Мотивы: страх перед наказанием, личные выгоды, боязнь осуждения со стороны ближайшего окружения.

§ Конформистское – это поведение, носящее приспособленческих характер и связано с подражанием другим.

§ Привычное – это поведение, которое сформировалось в силу привычки действовать в соответствии с законом.

§ Социально-активное поведение – глубоко осознанное, целеустремленное поведение, связанное с уважительным отношением к праву и закону.

 

96. Понятие, признаки и виды правонарушений. Правонарушение и объективно-противоправные деяния.

Правонарушение – это виновно-совершенное, противоправное деяние деликтоспособного лица, причинившее вред либо создавшее угрозу причинения вреда личности, обществу или гос-ву.

Признаки правонарушения:

· Это определенное деяние, которое совершено физическим лицом или организацией и выражено вовне в форме конкретного физического действия или бездействия.

· Это противоправное деяние, т.е. действие или бездействие, нарушающее нормы позитивного права.

· Это деяние, совершенное физическим лицом или организацией виновно, т.е. умышленно или по неосторожности.

· Это деяние, совершенное деликтоспособным лицом, т.е. лицом, способным самостоятельно нести юридическую ответственность. Если физическое лицо, совершившее противоправное деяние, не является деликтоспособным, то его противоправное деяние тоже не является правонарушением.

· Это деяние, которое причинило вред либо создало угрозу причинения вреда личности, обществу или гос-ву.

От правонарушений следует отличать объективно-противоправное деяние. Объективно-противоправное деяние тоже как и правонарушение относится к неправомерному поведению, но правонарушением такое деяние не считается. К объективно-противоправным деяниям относятся противоправные действия или бездействие, которые совершаются либо невиновно, либо неделиктоспособными субъектами и в которых отсутствует или субъективная сторона (вина), или субъект (деликтоспособное лицо), или то и другое одновременно.

От правонарушений объективно-противоправные деяние отличаются тем, что они совершаются либо деликтоспособными субъектами (в противоправных деяниях которых нет вины), либо неделиктоспособными субъектами независимо от того, есть в их деянии вина или нет.

Виды правонарушений:

По сферам общественной жизни:

§ Экономические

§ Политические

§ Социально-бытовые

§ Идеологические

По формам вины правонарушителя:

§ Умышленные

§ Неосторожные

По степени социальной (общественной) вредности:

§ Преступления – общественно-опасные деяния, совершенные виновно и запрещенные уголовным законом под угрозой наказания.

§ Проступки – это деяния, которые, как правило, не носят общественно-опасного характера и запрещены нормами других отраслей права (административные, дисциплинарные, гражданские)

 

97. Юридический состав правонарушения: его элементы.

Объект правонарушения:это урегулированные и охраняемы правом ОО, которым правонарушениями причиняется или м.б. причинен вред.

Субъект правонарушения: физические и юридические лица, обладающие деликтоспособностью (способностью самостоятельно нести юр.ответственность за совершенное противоправное деяние.

Объективная сторона: это внешняя сторона правонарушения, которая в свою очередь складывается из нескольких элементов:

ü Само противоправное деяние

ü Социально-вредные последствия

ü ПСС между деянием и последствиями

ü Время, место, обстановка, средства и способы.

Субъективная сторона:характеризуется психическим состоянием лица в момент совершения им правонарушения. Элементы:

ü Вина (умысел: прямой, косвенный; и неосторожность: легкомыслие и небрежность)

ü Цель и мотивы.

 

98. Понятие и формы (виды) государственного принуждения.

Государственное принуждение – это внешнее воздействие на поведение людей, основанное на применении организованной силы гос-ва и обеспечивающее безусловное утверждение гос.воли.

Гос.принуждение осуществляется в различных формах:

· Правовое принуждение – это гос.принуждение, которое осуществляется в рамках действующего позитивного права.

· Внеправовое принуждение – это гос.принуждение, которое осуществляется вопреки праву и которое чаще всего сопряжено с прямым насилием, произволом и беззаконием.

Виды правового принуждения:

По отраслевому признаку:

· Уголовно-правовое принуждение

· Административно-правовое принуждение

· Гражданско-правовое принуждение

· Дисциплинарное принуждение

По функциональному признаку:

· Меры предупредительного воздействия (в целях предупреждения совершения возможных правонарушений, а также обеспечения общественной безопасности: таможенный досмотр, проверка документов, ограничение движения)

· Меры пресечения (применяются с целью прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий: привод, административное задержание, заключение под стражу)

· Меры защиты (правовосстановительные меры: принудительное взыскание долга, алиментов, восстановление на работе)

· Принудительные меры воспитательного воздействия (предупреждение, передача под надзор родителей, возложение обязанностей загладить вред, ограничение досуга и тд.)

· ПММХ (при невменяемости лица, при психическом расстройстве после совершения преступления, лечение от алкоголизма и наркомании)

· Реквизиция (принудительное изъятие имущества в пользу гос-ва с выплатой его стоимости)

· Меры юридической ответственности (применяются к лицам,Ю совршившим объективно-противоправное деяние).

 

99. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

В отечественной теории гос-ва и права юридическую ответственность рассматривают в так называемом негативном (или ретроспективном) аспекте, т.е. как ответственность за уже совершенное противоправное деяние. Также в отечественной юриспруденции разрабатывается проблема так называемой позитивной (перспективной) ответственности, под которой обычно понимается правомерное, добросовестное исполнение субъектом правовых предписаний и, прежде всего, своих юридических обязанностей.

Необходимо толковать юридическую ответственность в объективном и субъективном смыслах:

Юридическая ответственность в объективном смысле –это меры гос.принуждения, которые предусмотрены санкциями правовых норм, характеризуются лишениями личного, имущественного или организационного характера и м.б. применены к лицам, совершившим то или иное противоправное деяние.

Юридическая ответственность в субъективном смысле – это обязанность лица, совершившего противоправное деяние, претерпеть меры гос.принуждения в виде лишений личного, имущественного или организационного характера. Это субъективная юр.обязанность, которая возникает у конкретного лица в результате совершения им противоправного деяния и которая реализуется в виде определенного наказания.

Признаки юридической ответственности в субъективном смысле:

· Это субъективная юридическая обязанность, которая возникает у физического или юридического лица, совершившего противоправное деяние.

· Это обязанность претерпеть определенные меры гос.принуждения.

· Это обязанность претерпеть меры гос.принуждения в виде лишений личного, имущественного или организационного характера. Меры юр.ответсвенности отличаются от мер гос.принуждения тем, что они выступают в виде определенных лишений, которые должно претерпеть лицо, совершившее противоправное деяние.

· Это обязанность претерпеть меры гос.принуждения в виде определенных лишений за противоправное деяние.

Виды юридической ответственности:

В зависимости от порядка привлечения:

§ Ответсвенность, возлагаемая компетентными гос.органами

§ Ответственности, к которой правонарушитель привлекается непосредственно управомоченным

По форме осуществления:

§ Ответственность, осуществляемая в судебном порядке

§ Ответственность, осуществляемая в административном и ином порядке

По органам гос-ва, возлагающим юр.ответственность:

§ Ответственность, возлагаемая органами законодательной власти

§ Возлагаемая органами исполнительной власти

§ Возлагаемая органами судебной власти

В зависимости от применяемых санкций:

§ Карательная (штрафная: применение штрафных санкций, предусматривающих определенные меры наказания за правонарушение)

§ Правовосстановительная (имущественная: применение правовосстановительых санкций, предусматривающих определенные компенсационные меры)

В зависимости от наличия в деянии вины:

§ Виновная

§ Безвиновная

В зависимости от видов правонарушений:

§ Уголовная ответственность (это отв-ть, которая наступает за совершение преступлений и выражается в обязанности физического лица, совершившего преступление, претерпеть меры наказания, предусмотренные уголовным законодательством). Виды уголовной ответственности:

-- штраф

-- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

-- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и гос.наград

-- обязательные работы

-- исправительные работы

-- ограничения по военной службе

-- ограничение свободы

-- принудительные работы

-- арест

-- содержание в дисциплинарной воинской части

-- лишение свободы на определенный срок

-- пожизненное лишение свободы

-- смертная казнь

§ Административная ответственность (наступает за совершение административных правонарушений и выражается в обязанности физического или юридического лица, совершившего административный проступок, претерпеть наказание, предусмотренное административным законодательством). Виды административной ответсвенности:

-- предупреждение

-- административный штраф

-- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

-- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

-- лишение специального права, предоставленное физическому лицу

-- административный арест

-- административное выдворение за пределы РФ иностранного гр-на или лица без гр-ва

-- дисквалификация.

§ Дисциплинарная ответственность (вследствие совершения дисциплинарных проступков и выражается в обязанности физического лица, совершившего дисц.проступок, претерпеть соответствующее дисц.взыскание). виды:

-- общая (на основании ТК и правил внутреннего трудового распорядка)

-- специальная (на основе уставов и положений о дисциплине)

-- в порядке подчиненности (для руководителей).

§ Гражданско-правовая ответственность (наступает вследствие совершения гражданских противоправных проступков и выражается в обязанности физического или юридического лица, совершившего такой проступок, претерпеть определенные решения имущественного характера). Виды:

-- договорная ответственность (вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по договору и помимо закона м.б. предусмотрена также договором: возмещение убытков, неустойка и тд.)

§ Материальная ответственность (в случае причинения вреда лицом, не состоявшим с потерпевшим в договорных отношениях и предусматривается только законом: возмещение вреда в натуре или возмещение убытков)

§ Конституционная, финансовая, экологическая, семейная, процессуальная и тд.

 

100. Принципы, цели и функции юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности:

Это определенные требования, предъявляемые как к правотворческим органам, устанавливающим меры юридической ответственности, так и к правоприменительным органам, применяющим эти меры.

Ø Принцип законности:юридическая ответсвенность может устанавливаться и возлагаться лишь компетентными органами, уполномоченными на это. Ответственность должна и может возлагаться только в рамках закона (договора), только при наличии противоправного деяния и только в соответствии с предусмотренной законом процедурой.

Ø Принцип целесообразности:соответствие избираемой в отношении лица, совершившего противоправное деяние, меры воздействия целям юридической ответственности. Предполагается индивидуализация мер юридической ответственности и выбор наиболее оптимального ее варианта с учетом всех конкретных обстоятельств юридического дела + возможность смягчения юридической ответственности или даже отказа от нее, если ее цели м.б. достигнуты иным путем.

Ø Принцип справедливости:(а) нельзя за проступки устанавливать уголовные наказания; (б) недопустимо вводить меры наказания и взыскания, унижающие человеческое достоинство; (в) ответственность, возлагаемая на лицо, должна быть соразмерна тяжести и общественной вредности этого деяния; (г) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; (д) нельзя за одно и то же противоправное деяние дважды привлекать к юридической ответственности.

Ø Принцип неотвратимости:неизбежность привлечения к юридической ответственности за совершенное правонарушение.

Ø Принцип ответственности за вину:юр.ответственность может и должна возлагаться лишь на лиц, виновных в совершении противоправных деяний.

Ø Принцип своевременности:юр.ответственность должна возлагаться своевременно, вскоре после совершения физическим или юридическим лицом противоправного деяния (установлены сроки)

Цели юридической ответственности:

Принято различать общую и частныецели юридической ответственности.

· Общая цель: охрана существующего правопорядка.

· Частные цели: цели, которые преследуют тот или иной вид юридической ответственности.

ü Цель уголовной ответственности: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

ü Цели административной ответственности: предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и др.лицами.

ü Цель гражданской ответственности: возмещение убытков и вреда, восстановление нарушенных прав.

Цели юридической ответственности реализуются через ее функции:

Карательная функция:наказание лиц, виновных в совершении правонарушения.

Превентивная (предупредительная) функция:предупреждение новых правонарушений

Воспитательная функция:перевоспитание и исправление правонарушителя

Правовосстановительная функция:восстановление нарушенных прав потерпевших

Компенсационная функция:возмещение ущерба, причиненного противоправным деянием.

101. Основание юридической ответственности и освобождение от нее. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.