Метод науки ТГП – совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается наука ТГП и которые она использует при исследовании своего предмета.

Элементы, входящие в состав метода ТГП:

· Философско-мировоззренческие подходы:на каких мировоззренческих, идейных позициях базируется данная наука. Характеризуется многообразием философских, идеологических подходов (плюрализм).

· Принципы познания: исходные, отправные начала, от которых отталкивается наука при исследовании своего предмета. Основные принципы познания:

o Принцип плюрализма: множественность философско-мировоззренческих подходов, которые могут использоваться при исследовании предмета науки.

o Принцип объективности: изучение предмета таким, какой он есть на самом деле, каким он был ранее.

o Принцип всесторонности: предмет должен рассматриваться со всех сторон, с различных позиций, во взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

o Принцип историзма: гос-во и право должны изучаться с учетом их исторического развития, в конкретных исторических условиях.

· Принцип исследования: это конкретные методы, которые использует наука при изучении своего предмета:

ü Общие методы: методы, вырабатываемые философскими науками, используются не только в ТГП (анализ, синтез, моделирование, сравнительный метод, системный и тд.).

ü Специальные методы: методы, вырабатываемы различными специальными науками (математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и тд.).

ü Частные: методы, вырабатываемы самой наукой ТГП (формально-юридический, метод сравнительного государствоведения и правоведения и тд.).

 

5. ТГП в системе гуманитарных и юридических наук.

Связь с гуманитарными науками:т.к. гуманитарных наук очень много, предлагается разделить их на общие и частные:

Общие гуманитарные науки – науки, предмет которых охватывает достаточно широкий круг явлений, науки, исследующие наиболее общие вопросы общественной жизни (философия, общая социология, общая экономическая теория, политология, культурология, история).

Частные гуманитарные науки – науки, предмет которых охватывает менее широкий круг явлений по сравнению с общими (этика, эстетика, психологические, юридические, филологические и др. гуманитарные науки).

ТГП входит в систему юридических наук, т.о., является частной гуманитарной наукой, но наиболее тесно связана с общими гуманитарными науками, т.к. общие гуманитарные науки формулируют наиболее общие положения и выводы как об обществе в целом, так и об общественных явлениях, на которые опирается ТГП при исследовании своего предмета. К тому же общие гуманитарные науки затрагивают вопросы государства и права, следовательно должны обращаться к юридическим наукам, к которым и относится ТГП.

ТГП также связана с частными гуманитарными науками, т.к. эти науки иногда тоже соприкасаются с вопросами ГиП и поэтому могут опираться на положения и выводы ТГП. ТГП при необходимости опирается на положения и выводы частных гуманитарных наук (пр.: опирается на выводы филологии при изучении особенностей языка и стиля НПА). ТГП имеет двустороннюю связь с гуманитарными науками.

Связь с юридическими науками:

 

 


Теорет-истор. н.

 

Отрасл. и межотрасл. юр н.

 

 


Приклад.юр.науки

 

· Прикладные юридические науки – науки, которые ближе всего стоят к общественной и юридической практике и непосредственно ее обслуживают (криминалистика, криминология, юр.психология, судебная медицина, судебная психиатрия и тд.).

· Отраслевые и межотраслевые юридические науки – науки, тесно связанные с юр.практикой, но нередко формулируют и теоретические положения фундаментального характера (науки конституционного права, гражданского, уголовного и тд.).

· Теоретико-исторические науки о государстве и праве – фундаментальные науки, менее всего связанные с практикой (ТГП, ИППУ, ИОГП, ИГПЗС).

ТГП наиболее тесно связана с ИППУ, ИОГП, ИГПЗС. ТГП по отношению к другим юридическим наукам является наукой ОБЩЕЙ, поэтому ее положения и выводы являются отправными, базовыми для других юридических наук. Но другие юридические науки, будучи частными, более углубленно и более конкретно изучают различные гос-правовое вопросы, представляя тем самым для ТГП необходимый материал для теоретических обобщений. Взаимоотношение с юридическими науками имеет прямую и обратную связь.

6. Функции науки ТГП.

Функции ТГП раскрывают роль данной науки в общественной жизни, ее значение для общественной и юридической практики. Единой позиции по функциям нет. Чаще всего называют: гносеологическая (познавательная), практико-организационная, идеологическая, прогностическая и методологическая.

· Гносеологическая: ТГП осуществляет познание окружающего мира, познает гос-ва, право и др. гос-правовые явления, получает от них необходимую информацию и объясняет их с научной позиции.

· Практико-организационная: ТГП обслуживает практику, вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование гос-правового строительства, законодательства, юр.практики.

· Идеологическая: ТГП аккумулирует различные идеи, взгляды, представления о ГиП, вырабатывает идеологические ориентиры, связанные с объяснением гос-правовых явлений + формирует в сознании людей определенные представления о ГиП, вырабатывает соответствующее отношение к ним.

· Прогностическая: ТГП прогнозирует будущее гос-правовых явлений через выявление закономерностей их развития (через гипотезы).

· Методологическая: ТГП выступает в качестве методологической основы для всех других юридических наук. (исследует методологические вопросы всей юр.науки, формируя при этом подходы к познанию гос-правовых явлений; вырабатывает основополагающие гос-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими науками в качестве базовых, отправных при исследовании своих предметов).

 

7. Происхождение государства (современные трактовки).

В советский период вопросы происхождения ГиП трактовались с позиции марксистской теории. Но начиная с 60-х годов прошлого столетия некоторые ученые подвергли сомнению эту теорию. На сегодняшний день также не существует однозначной трактовки происхождения ГиП, но можно выделить три основные теории происхождения государства:

Кризисная теория (проф. Венгеров) –гос-во возникает как итог т.н. неолитической революции – перехода человечества от присваивающей экономики к экономике производящей. Переход был вызван экологическим кризисом, который возник примерно 10-12 тыс.лет назад. Глобально изменение климата, вымирание животных и растений поставило под угрозу существование человечества. Сумев выйти из экологического кризиса путем перехода к производящей экономике, человечество перестроило всю соц. и хоз. Организацию. Это привело к расслоению общества, появлению классов и возникновению раннеклассового государства.

Дуалистическая теория (проф. Афанасьев и Малыгин) - также связывает возникновение гос-ва с неолитической революцией. Но эта теория выделяет два пути возникновения гос-ва:

· Восточный путь –универсальный (страны Азии, Африки и Америки) – гос-ва формируется на основе сложившегося в первобытном обществе аппарата управления. В зоне поливного земледелия существовала необходимость построения сложных ирригационных систем. Это требовало централизованного управления и создания спец.аппарата, т.е. органов и должностных лиц, которые бы осуществляли это управление. Постепенно эти органы превращались в привилегированную замкнутую соц.прослойку, ставшую основой гос.аппарата.

· Западный путь – ведущий государствообразующий фактор – разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на средства производства.

Теория специализации (проф. Кашанина) –не отвергает значение неолитической революции в образовании гос-ва, акцент на том, что гос-во есть результат политической специализации, т.е. специализации в управленческой сфере. Закон специализации – закон развития окружающего мира. Специализация присуща как биологическому, так и социальному миру. Частной формой проявления данного закона является разделение труда.

ИНЫЕ ВЗГЛЯДЫ:

1) Гос-во не является рез-том божественного разума, общественного договора или завоевания одних народов другими. Гос-во есть результат развития самого первобытного общества.

2) Возникновение гос-ва связано с неолитической революцией (переход от присваивающей к производящей экономике). Этот переход привел к совершенно новым формам хозяйственной и трудовой деятельности и изменил всю социальную организацию первобытных людей.

3) При освещении вопроса о происхождении государства уделяется общественному разделению труда, которое возникло при переходе к производящей экономике (именно разделение труда не по естественному и половозрелому характеру, а между племенами и группами людей). Это привело к повышению производительности труда и появлению избытков. Какие-то семьи начинают существовать отдельно от общин, что приводит к возникновению родоплеменной знати и появлению наследственной власти. В обществе начинают складываться различные социальные категории, оно становится неоднородным. Общественное разделение труда и связанное с ним возникновение прибавочного продукта приводит к социальному расслоению первобытного общества и разрушению родоплеменных связей, основанных на кровном родстве. С развитием ремесла и торговли, с переселением народов, на территории начинают появляться люди, не связанные родством. Все это делает возможным нормальное функционирование публичной власти первобытного общества и требует ее замены новой публичной властью – государственной.

4) Выделяют предгосударственный период – протогосударство, которое рассматривается в качестве перехода от родоплеменной организации к государству. Тут выделяют существование военной демократии и вождества. Военная демократия – это период, для которого характерны военная организация племен, ведение грабительских войн, усиление в результате войн власти вождя и подчиненных ему военачальников, зарождение королевской знати и наследственной власти.

5) Возникновение гос-ва у разных народов имеет свои особенности. Указывается на возможность заимствования какого-либо гос.опыта.

 

8. Происхождение права (современные трактовки).

Три основные позиции на происхождение права:

· Право возникло одновременно с государством

· Право возникло раньше гос-ва, когда начинали складываться и развиваться товарно-рыночные отношения, поскольку именно такого рода отношения требуют права и правового регулирования. Некоторые считают, что возникновение права повлекло собой возникновение гос-ва.

· Право возникает одновременно с обществом, т.к. общество без него существовать и развиваться не может.

Вопрос о происхождении права необходимо увязывать с понятием права. Сейчас различают право естественное и позитивное. Естественное –это право в общесоциальном смысле, социально оправданная возможность, свобода определенного поведения людей. Позитивное –это право в юр.смысле, установленные и санкционированные гос-вом правила поведения людей, содержащие в себе предписания относительно того, как можно и следует вести себя в соответствующей ситуации.

Естественное и позитивное право связаны между собой, но они не тождественны друг другу и возникают не в одно время. Исторически первым возникает естественное право (первобытные обычаи, не имевшие письменного оформления, внешне проявлялись в поведении людей, принимая форму обрядов и ритуалов).

При переходе к производящей экономике, с возникновением и развитием рыночных отношений, начинают складываться новые обычаи с собственно правовым содержанием. В них уже различаются права и обязанности, так возникают правовые обычаи / обычное право. Но правом в юр.смысле оно еще не было, так как не установлено или санкционировано гос-вом (гос-ва еще не было, был предгосударственный период). Поэтому эти обычаи еще не позитивное право, а протоправо, которое еще не потеряло своего естественного характера. С возникновением гос-ва возникает позитивное право в юр.смысле. ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ОСНОВНЫХ СПОСОБО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА:

· Санкционирование обычаев:наиболее ранний способ, выражающийся в том, что гос.органы, прежде всего суды, решая конкретные вопросы, основывали свои решения на соответствующих правовых обычаях, придавая этим обычаям юр. значение. Со временем происходит систематизация этих обычаев, обретают письменную форму. Возникают первые источники позитивного права.

· Создание юр.прецедентов:выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами-эталонами для решения аналогичных дел. Эти решения сформировали прецедентное право, которое стало источником позитивного права.

· Установление НПА:более поздний способ возникновения позитивного права.Выражается в издании гос.органами спец.документов, в которых закрепляются юр.нормы – правила поведения, исходящие непосредственно от гос-ва.

 

9. Многообразие взглядов на понятие гос-ва и основные подходы к его пониманию.

Существуют различные подходы к пониманию государства:

· Теологический подход:зародился в глубокой древности;гос-во создано Богом, и его деятельность есть проявление божественной воли. Сейчас такая возиция встречается в сочинениях мусульманских юристов, которые трактуют гос-во и всю его деятельность с позиции воли Аллаха.

· Арифметический подход: классических подход, возникший в античную эпоху. Гос-во трактуется как сумма трех элементов: территория+население+публичная власть. Сейчас широко используется в работах западных политологов.

· Юридический подход: (19 – нач. 20 в.) гос-во трактуется как юр. явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и, прежде всего, конституцией (представитель – Кельзен, который рассматривал гос-ва как усьановленный в масштабе нации или страны правовой порядок).

· Кибернетический подход: (60-е годы прошлого столетия) гос-во является определенной информационной системойс прямыми и обратными связями. Осуществление гос.влести – движение информании от гос-ва к обществу (прямая связь) и от общества к гос-ву (обратная).

· Социологический подход: (17 – 18 в. Гоббс, Руссо) наиболее распространенный подход, согласно которому, гос-во трактуется либо как особым образом организованное общество, либо как определенная политическая организация, не совпадающая с обществом.

 

10. Понятие и признаки гос-ва.

Гос-во в широком (общесоциальном) смысле – определенным образом организованное общество. Людей объединяет территория, на которой присутствует особая публичная власть – политическая, которая уже не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества аппарата управления. Это государственно-организованное общество. Близко к понятию СТРАНА в географическом его понимании. К признакам такого гос-ва относятся:

· Это определенный союз людей.

· Это принципиально новый тип общества, который пришел на смену первобытно-общинному устройству.

· Это территориальный союз.

· Это политической союз (основывается на политическихотношениях)

· Это союз, которым управляет особая публичная, политическая власть (спец.аппарат управления: органы управления и принуждения).

Исходя из этого: ГОС-ВО В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ – это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Гос-во в узком (политическом) смысле –это часть организованного общества, представляющая собой определенную политическую организацию. К признакам такого гос-ва относятся:

· Это определенная организация (общ.объединение), существующая в обществе и представляющая собой его структурно обособленную часть.

· Это политическая организация, деятельность которой всегда носит политический характер.

· Это организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принуждения и состоит из них.

· Эта организация представляет и осуществляет публичную власть, т.е. власть общества.

· Это территориальная организация (власть распространяется лишь в пределах территории данного гос-ва).

· Это суверенная организация (гос.суверенитет – верховенство гос.власти внутри страны и ее независимость на междунар.арене).

· Это организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

· Это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет (налоги и сборы).

Исходя из этого: ГОС-ВО В УЗКОМ СМЫСЛЕ – это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

 

11. Сущность гос-ва.

Вопрос связан с понятием гос-ва, но понятие отражает существенные признаки, а сущность определяет смысл и содержание. В юр.науке под сущностью гос-ва понимают то, что раскрывает природу и назначение гос-ва, его содержание и функционирование.

Сейчас сложилось два подхода к пониманию сущности гос-ва:

· Классовый подход:характерен для марксистко-ленинской теории гос-ва, которая исходит из того, что гос-во – явление классовое. Оно возникает с расколом общества на антагонистические классы и существует только там. С исчезновением классовых антагонизмов, а затем и классового общества, гос-во отмирает и перерастает в органы коммунистического самоуправления. Считают, что гос.власть всегда принадлежит экономически господствующим классам и выражает волю этих классов, навязывая ее всему обществу.

· Надклассовый подход (общесоциальный подход):выражен в различных немарксистских теориях гос-ва (теория элит, технократическая теория, «гос-во всеобщего благоденствия», теория «плюралистической демократии»): отвергают классовых характер гос-ва, гос-во выражает волю и интересы всего об-ва:

Теория элит (конец 19 – начало 20 в.: Моски, Парето, Сатори и др.): народные массы в силу отсутствия у них необходимых знаний, опыта, образования и тд.,не способны осуществлять гос.власть и управлять общественными делами, поэтому власть должна принадлежать «элите». Современники считают, что сейчас существует несколько элит, которые ведут борьбу за власть, а народ контролирует деятельность этих элит посредством избирательного права.

Технократическоя теория (разновидности теории элит; начало 20 в.:Бернхейм, Саймон, Белл): управлять обществом должны социалисты – управленцы, менеджеры, обладающие соответствующей подготовкой, они способны определять действительные потребности об-ва, принимать наиболее оптимальные пути решения и эффективно их осуществлять.

Теория «государства всеобщего благоденствия» (после 2-ой мировой.: Кейнс): пришла на смену теории «гос-ва ночного сторожа» (гос-во не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений), утверждает идею активного вмешательства гос-ва в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (пенсии, пособия и тд.). утверждалось, что гос-во перестает быть классовым и начинает выражать интересы всех слоев населения.

Теория «плюраличтической демократии»(20 в.: Дарендорф, Аллен, Даль): в современном обществе классы перестают существовать и вместо них возникают различные страты, т.е. соц.прослойки, объед. людей по различным признакам. Для обеспечения интересов этих групп создаются различные полит. и общественные организации, которые оказывают давление на гос.власть. происходит «диффузия» власти, власть начинает осущ-ся как гос-вом, так и негос.организациями. следовательно гос.власть утрачивает классовый характер и становится выразителем воли и интересов всего общества.

Современная отечественная ТГП трактует сущность гос-ва следующим образом:

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовыи и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности гос-ва, поэтому необходимо использовать оба этих подхода.

o Первая группа исследователей трактует сущность гос-ва в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины 20 века гос-во носило классовый характер и выступало в кач-ве орудия классового господства. Современное же гос-во, после Второй мировой войны, утратило классовый характер и превратилось в орудие социальных компромиссов.

o Вторая группа исследователей (большинство) считает, что сущность гос-ва следует рассматривать одновременно и с классовых и с общесоциальных позиций, т.к. в любом гос-ве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различается лишь по удельному весу каждого из них (в демократических гос-вах преобладают общесоциальные начала, а в антидемокр. – классовые). Двуединая сущность гос-ва: классовый и общесоцтальный одновременно.

o Точка зрения Пьянова Н.А.: сущность гос-ва, как определенным образом организованного общества, состоит в том, что гос-во – это наиболее приемлемая в условиях социально неоднородного общества форма объединения людей, которая естественным путем пришла на смену родоплеменной организации общества. При переходе к производящей экономике родоплеменная организация общества оказалась неприемлемой для новых экономических условий и под воздействие объективных факторов уступила место новой, государственной организации общества. Что же касается сущности гос-ва как определенной политической организации, то она видится в том, что гос-во – это единая политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в гос-ве меняет только содержание детя-ти гос-ва, но не меняет его сущности.

 

12. Типология гос-ва.

Несмотря на индивидуальные особенности, каждое гос-во в чем-то схоже со многими другими, что позволяет объединять их в различные группы и определенным образом их классифицировать (это и именуется типологией).

Выделяют два основных подхода к типологии гос-ва:

Ø Формационный:разработан марксистско-ленинской ТГП и использовался для выделения исторических типов гос-ва, т.е. совокупность наиболее существенных черт, признаков, присущих гос-вам того или иного типа общества, основу которого составлял определенный способ производства материальных благ, т.н. общественно-экономические формации. Под общественно-экономической формацией понимается тип общества, основу которого составлял определенный способ производства материальных благ. Всего выделялось пять таких формаций, которые исторически последовательно сменяли друг друга:

ü Первобытно-общинная (существование гос-ва не признавалось)

ü Рабовладельческая

ü Феодальная

ü Капиталистическая (буржуазная)

ü Коммунистическая

Соответственно, выделялись следующие типы гос-в:

v Рабовладельческий

v Феодальный

v Буржуазный

v Социалистический

Наряду с основными историческими типами гос-ва выделялись т.н. промежуточные типы.

 

Ø Цивилизационный:разработан западной наукой (Шпенглер, Тойнби, Вебер). Цивилизация – определенная социокультурная система, имеющая пространственные и временные рамки, а также четко выраженные параметры технологического развития народов. «Цивилизация» понятие более емкое, чем «общественно-экономическая формация», т.к. оно основывается не только на экономике, но и на различных иных факторах. Типология гос-ва по цивилизационному подходу разработана не четко. Тойнби выделял:

§ Западное общество (западное христианство)

§ Православно-христианское / Византийское (Ю-В Европа и Россия)

§ Исламское об-во (от Сев.Африки до Ср.Востока до Великой китайской стены)

§ Индуистское об-во (тропическая и субконтинентальная Индия)

§ Дальневосточное об-во (Ю-В Азия)

В рамках цивилизационного подхода, с учетом организации гос.власти, также выделяют:

Ø Первичные цивилизации: локальные цивилизации Древнего Востока, хар-ся особой ролью гос-ва в жизни об-ва, т.к. гос-во выступает организатором материального производства, создает духовные ценности и формирует классы, распределяет произведенный населением прибавочный продукт. Власть сущ-ет в форме восточной деспотии и опирается на разветвленный бюрократический аппарат. Личность правителя обожествляется.

Ø Вторичные цивилизации: берут начало в Древней Греции и Древнем Риме, хар-ся менее значимой ролью гос-ва в жизни об-ва. гос-во возникает как механизм согласования интересов автономных индивидов и не явл-яс таким могущественным, как в первичных цивилизациях. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Сейчас такое деление на ВОСТОЧНЫЙ и ЗАПАДНЫЙ типы. В литературе встречаются подходы к подразделению гос-в на демократические и антидем-е; тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические; полицейские, правовые и социальные и тд.

 

13. Функции гос-ва: понятие, классификация, формы осуществления.

Функции гос-ва –это определенные направления деятельности гос-ва, в которых выражаются его сущность, социальное назначение и в целом роль в общественной жизни. Социальное назначение гос-ва и в целом его роль в общественной жизни наиболее четко проявляется в его функциях.

Признаки функций:

· Это какие-то направления деятельности гос-ва.

· Это определенные направления его деятельности.

· Функции выражают его сущность, назначение и роль в общественной жизни.

Классификация функций гос-ва:

1) По значимости:

Ø Основные (наиболее важные направления д-ти гос-ва, первоочередные задачи)

Ø Неосновные (решение второстепенных задач). Эта классификация отвергается, т.к. под функциями эти авторы поминают именно основные направления деятельности.

2) По направленности (сфере распространения):

Ø Внутренние

Ø Внешние

3) По сферам общественной жизни:

Ø Экономические

Ø Политические

Ø Социальные

Ø Идеологические

4) По характеру:

Ø Общесоциальные (в интересах всего населения)

Ø Сословно-классовые (орудие классового господства – антидемократические гос-ва)

5) По продолжительности существования:

Ø Постоянные (пр.: поддержание общественного порядка)

Ø Временные (пр.: на период военного времени)

Формы осуществления функций гос-ва:

Правовые формы:деятельность гос-ва осущ-ся в тесной связи с правом.

· Правотворческая (установление, принятие правовых норм, в которых определяется порядок деятельности гос-ва, его органов, а также других субъектов в соотв.направлениях)

· Правоисполнительная (исполнение правовых норм)

· Правоохранительная (в случае несоблюдения и неисполнения норм права. Выступает механизм гос.принуждения).

Организационные формы:организаторская деятельность при осуществлении той или иной функции гос-ва. Выделяют:

· Организационно-регламентирующая (оперативная текущая работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев гос.механизма).

· Организационно-хозяйственная (материальное обеспечение выполнения различных гос.функций)

· Организационно-идеологическая (повседневная оперативно-разъяснительная работа)

 

14. Понятие и признаки гос.власти. гос.власть и гос-во.

Признаки гос.власти:

· Это определенная разновидность власти – способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других.

· Это разновидность социальной власти – власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми. Это способность или возможность воздействовать на поведение людей, управлять людьми, подчинять людей.

· Это публичная власть – власть, носящая всенародный характер. Распространяется на об-во в целом.

· Это власть политическая – власть, являющаяся властью гос-ва, организации политической, функционирующая в социально-неоднородном обществе.

· Это власть, которая должна быть легитимной, т.е. признанной населением страны в кач-ве публичной. Выделяют традиционную легитимацию, харизматическую легитимацию и рациональную. + легальность власти.

· Это власть территориальная (центральная, региональная, местная).

· Это суверенная власть – верховенство внутри страны и независимость на международной арене.

· Это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе специальный, средств и методов (авторитет, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрение, спец.средства в виде гос.органов и норм позитивного права).

Исходя из вышесказанного: Государственная власть –это способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различны, в том числе специальных, средств и методов.

Соотношение гос.власти и гос-ва:

Точки зрения:

· Отождествление гос.власти и гос-ва (гос.власть как бы материализуется в органах гос-ва и ими представлена)

· Гос.власть и гос-во соотносятся как содержание и форма

· Гос.власть рассматривается в кач-ве признака гос-ва

· Гос-во – это вредство осущ-я гос.власти.

· Проводят соотношение гос.власти и гос-ва с учетом того, ЧТО понимается под гос-вом. Эта трактовка наиболее предпочтительна, так как:

Гос.власть в ее соотношении с гос-вом в широком смысле, т.е. гос-организованным обществом, будет выступать в кач-ве неотъемлемой принадлежности гос-ва, его признака, т.к. гос-во в этом значении, есть не что иное, как политико-территориальный союз людей, управляемый гос.властью и находящийся под ее защитой.

Гос.власть в ее соотношении с гос-вом в узком смысле,т.е. определенной политической организации, функционирующей в об-ве. Эта организация выражена в разветвленной системе органов, которые олицетворяют собой гос.власть. гос-во в узком смысле – это определенным образом организованная публичная власть (гос.власть). следовательно, гос.власть рассматривается как содержание гос-ва, а органы гос-ва как внешняя ее форма.

 

15. Структура гос.власти.

Структуру гос.власти необходимо рассматривать с нескольких позиций:

1) Исходя из природы гос.властив ее структуре можно выделить два элемента:

· Воля –это определяющий элемент власти. Властвовать – значит претворять свою волю в жизнь.

· Сила –как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение людей (проявляется в органах принуждения).

2) Исходя из ее функциональной характеристики:гос.власть предстает как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных. Здесь можно выделить следующие элементы:

· Субъекты власти –это носители гос.власти, те, кому принадлежит гос.власть (социальные или национальные общности, классы или народ в целом, гос-во в целом или его органы).

· Объекты власти –это подвластные, те, в отношении кого осуществляется гос.власть.

· Властеотношения –это отношения, возникающие между субъектами и объектами (проявление воли – подчинение этой воле).

· Средства и методы осуществления власти – средства – этото, на что опирается гос.власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется (гос.органы, понрм позитивного права). Методы – этоте приемы, которые использует гос.власть в целях подчинения своей воле, поведение и деятельность подвластных (методы убеждения и принуждения)

3) Исходя из принципа разделения властей:

· Законодательная власть

· Исполнительная власть

· Судебная власть.

4) Исходя из территориальной организации:

· Центральная власть (на всей территории страны)

· Региональная

· Местная власть

 

16. Механизм гос.власти. Соотношение механизма гос.власти с механизмом гос.ва и гос.аппаратом.

Государственная власть всегда выражена вовне и организационно оформлена. Возникает вопрос о ее механизме. Уяснение этого вопроса поможет четко представить, в чем находит свое организационное выражение гос.власть, кто м.б. ее непосредственным носителем и кем она практически может осуществляться.

Механизм гос.власти –совокупность (система) гос. и негос. организаций, в которых гос.власть находит свое организационное выражение и с помощью которых гос-во осуществляет свои задачи и функции.

Элементы механизма:

· Государственные организации –основной элемент механизма, т.к. именно в них гос.власть прежде всего находит свое организационное выражение. В совок-ти – механизм гос-ва.

· Негосударственные организации– только те, которые обладают гос-властными полномочиями, являются носителями гос.власти (ОМСУ). При наделении полномочиями. Но они не становятся от этого государственными.

Механизм гос-ва –это совокупность гос.организаций, с помощью которых гос-во осуществляет свои задачи и функции. Механизм гос-ва является основным элементом механизма гос.власти и сам состоит из нескольких элементов:

· Гос.аппарат – система гос.органов, с помощью которых выполняются задачи и функции гос-ва.

· Гос.учреждения

· Гос.предприятия

В науке отождествляют понятия «гос.аппарат» и «механизм гос-ва». но их следует отличать, так как под гос.аппаратом следует понимать систему только гос.органов, а под механизмом гос-ва – совокупность всех гос.организаций: органов гос-ва, гос.учреждений и гос.предприятий.

Органы гос-ва – это организации, которые олицетворяют собой гос.власть и осуществляют управление обществои или его частью, тогда как гос.учреждения и гос.предприятия – гос.власть не олицетворяют и их руководящие органы осуществляют управление, как правило, трудовыми коллективами, ВЫРАЖАЯ и ОСУЩЕСТВЛЯЯ власть государства.

Самое узкое понятие – ГОС.АППАРАТ (входит в состав механизма гос-ва, а механизм гос-ва является составной частью механизма гос.власти). более широкое понятие – МЕХАНИЗМ ГОС-ВА (гос.аппарат наряду с гос.учреждениями и гос.предприятиями входит в состав механизма гос-ва). Самое широкое понятие – МЕХАНИЗМ ГОС.ВЛАСТИ (механизм гос.ва, включающий в себя гос.аппарат, гос.учреждения и предприятия, вместе с негос.организациями, обладающими гос-властными полномочиями, входит в состав механизма гос.власти).

 

17. Принципы организации и деятельности гос.аппарата.

Гос.аппарат является главным элементом механизма гос.власти и определяет все ее содержание.

Принципы организации и деятельности гос.аппарата –это исходные положения, руководящие идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования гос.аппарата в целом и отдельных его звеньев.

Общие принципы:принципы, которые лежат в основе организации и деятельности гос.аппарата в целов. Как правило, закрепляются в конституции гос-ва и являются основополагающими для всей системы гос.органов.

Частные принципы: лежат в основе организации и деятельности отдельных звеньев гос.аппарата (пр. органов суд.власти или прок-ры). Могут закрепляться в конституции, отдельных законодательных актах.

ТГП основное внимание уделяет общим принципам:

· Принцип единства и целостности гос.аппарата: универсальный принцип -любой гос.аппарат формируется и функционирует как единая, целостная система гос.органов в масштабах страны. Принцип основывается на идее единства гос.власти.

· Принцип разделения властей: нельзя назвать универсальным –единая гос.власть подразделяется на относительно самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную, судебную), которые получают свое организационное выражение в соответствующих органах гос-ва. Идея – Локк, Монтескье (17-18 вв).

· Принцип демократизма: только в демократических гос-вах –гос.аппарат формируется при активном участии народа и осуществляет свою деятельность в интересах народа.

· Принцип законности: все органы гос-ва должны формироваться и действовать в соответствии с законодательством.

· Принцип профессионализма: принцип имеет отношение прежде всего к организации и деятельности органов исполнительной и судебной власти.

 

 

18. Понятие, признаки и классификация органов гос-ва.

Органы гос.власти – это части, элементы гос.аппарата, его самые первичные звенья. Это структурно-обособленная часть гос.аппарата, которая наделена властными полномочиями и с помощью которой осуществляются определенные задачи и функции гос-ва.

Признаки ОГВ:

· это определенная организация, т.е. какое-то объединение людей, имеющая свою внутреннюю структуру и состоящая из гос.служащих.

· это государственная организация,как часть гос.аппарата.

· это структурно-обособленная часть гос.аппарата,со своим соответствующим местом в системе гос.органов.

· это организация, которая осуществляет определенные задачи и функции гос-ва и участвует ы управлении об-вом.

· Каждый ОГВ наделяется определенными гос-властными полномочиями(компетенция).

· Каждый ОГВ наделяется необходимой материальной базой (финансирование).

Орган гос.власти и орган гос-ва: сейчас эти понятия идентичны.

Классификация ОГВ:

1) С учетом порядка образования:

· первичные (либо в порядке престолонаследия, либо избираются населением)

· производные (создаются первичными)

2) с учетом порядка или способа формирования:

· выборные

· назначаемые

3) в зависимости от объема властных полномочий:

· высшие

· местные

4) в зависимости от объема властных полномочий в федеративных гос-вах:

· высшие органы федерации

· высшие органы субъектов федерации / региональные

· местные органы

5) по характеру (широте) компетенции:

· органы общей компетенции

· органы специальной (отраслевой) компетенции

6) исходя из функционального назначения:

· законодательные

· исполнительно-распорядительные

· судебные

· контрольные

7) с учетом длительности действия:

· постоянные

· временные

8) исходя из способа принятия решений:

· коллегиальные

· единоначальные

 

19. понятие и стадии гос.управления. гос.управление и самоуправление.

Гос.управление –целенаправленное воздействие гос-ва и его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач. Также м.б. истолковано в узком и широком смыслах.

Гос.управление в узком смысле –это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не всех ОГВ, а только ОИВ (органов гос.управления).

Гос.управление в широком смысле –это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не только ОИВ, но и всех других ОГВ и даже всего механизма гос.власти.

Стадии гос.управления:

a. стадия сбора, обработки и оценки информации, необходимой для принятия управленческого решения. Гос.управления на этой стадии еще нет, это подготовительный процесс.

b. Стадия разработки и принятия управленческого решения, основная стадия управленческого процесса, выражает самое главное в управлении. Управленческие решения м.б. двух видов:

· Нормативные решения – носят общий характер, адресуются неопределенному кругу лиц, рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Оформляются в виде НПА.

· Индивидуальные решения – носят конкретный характер, адресуются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию. Оформляются в виде индивидуально-правовых актов.

c. Стадия исполнения управленческого решения, при этом надо иметь в виду, что исполнение нормативных решений носит многократный характер, а индивидуальных – как правило, разовый.

d. Стадия контроля за исполнением управленческого решения, завершение процесса управления.

Отличие гос.управления от самоуправления:

Самоуправление – это самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление не связано с деятельностью гос-ва и его органов. При самоуправлении народ непосредственно или через выборные органы самостоятельно решает вопросы своей жизнедеятельности БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ОГВ. Чаще всего такое управление представлено деятельностью различных негосударственных организаций: полит.партий, религ.организаций, общ.организаций и тп. Гос-во, как правило, осуществляет лишь внешний контроль за деятельностью этих организаций, предъявляя к ним некоторые требования (гос.регистрация и тп.), в случае невыполнения которых, гос-во вправе вмешаться во внутренние дела негос.организаций.

Также самоуправление может проявляться в виде участия в референдумах, выборах, собраниях, но наибольший интерес в плане соотношения гос.управления и самоуправления представляет МЕСТНОЕ С/У.

МСУ – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и/или через ОМСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Признаки МСУ:

· Это форма осуществления народом своей власти (не относится к гос.управлению)

· Это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения (на свои средства и под свою ответственность)

· Это решение вопросов местного значения, которое осуществляется населением непосредственно и/или через ОМСУ (референдумы, выборы, сходы). ОМСУ автономны, не входят в систему ОГВ и не соподчинены др.др. функции осущ-ся в пределах АТО

· Это решения населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетов исторических и иных местных традиций.

МСУ не тождественно местному управлению, т.к. МУ м.б. двух видов: государственное и негосударственное.

 

20. Понятие и элементы формы гос-ва. факторы, влияющие на форму гос-ва.

Форма гос-ва – устройство или организация гос.власти. раскрыть понятие формы гос-ва можно через ее основные элементы:

· Форма правления (форма гос.правления) – организация высшей власти в гос-ве (как устроена высшая власть в гос-ве, в каких конкретно органах выражена, каков их порядок образования, взаимодействия друг с другом и населением)

· Форма гос.устройства – территориальная организация гос.власти (территориальное устройство гос-ва, взаимоотношение м/у центральными, региональными и местными ОГВ).

· Политический режим – совокупность методов, способов и средств осуществления гос.власти.