Задание «Сравнение»

1. В чем состоит отличие онтологического монизма Б. Спинозы от дуализма Р. Декарта?

 

2. Чем отличается понимание метода познания у Ф. Бэкона и Р. Декарта?

 

3. Что общего у представителей сенсуализма и эмпиризма Нового времени?

 

4. Сравните отношение деятелей Реформации и Просвещения к религии и их представления о роли церкви в общественной жизни.

 

5. Сравните отношение различных мыслителей Нового времени к «теории врожденных идей» Р. Декарта.

 

6. Сравните основные черты утопических социальных проектов
Т. Мора и Т. Кампанеллы, выделив их сходство и различия.

 

7. Чем отличается понимание человека в философской концепции
Б. Паскаля от традиционного для Нового времени образа мыслящего «Я»?

 

8. Сравните отношение Дж. Локка и Дж. Беркли к идее существования отвлеченных общих представлений в уме человека.

 

9. Сравните взгляды Н. Макиавелли и Т. Гоббса на сущность власти и обязанности правителя.

 

10. В чем разница в понимании добра и зла в природе человека и социальной жизни у Ж.-Ж. Руссо и Ф. Вольтера?

 

Вариант № __11____ Сравнение № __1____

Ответ:

 

_Спиноза противопоставил дуализму Декарта принцип монизма. Переход от Декарта к Спинозе как логическое продолжение учения о субстанции связан с тем, что согласно Декарту существуют две сотворенные субстанции. Материя и дух сотворены и нуждаются в Боге для своего существования, однако, они самостоятельны и независимы друг от друга и от Бога. Обе субстанции являются тем, что они есть по сущности, а не через Бога: в их понятии нет ничего, кроме них самих. В сотворенных субстанциях налицо противоречие между сущностью и существованием. Противоречие решается Спинозой так: ни материя, ни дух не имеют самостоятельной сущности, оба выражают сущность Бога каждый по-своему. Бог становится единственной субстанцией материи и духа, последние же составляют лишь атрибуты Бога. Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира.

 

Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: бог отождествляется с природой. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Бог, идеальное и материальное сплелись в одну единую, бесконечную субстанцию. Бог Спинозы неотделим от природы, не носит характера личности и имеет бесконечное множество атрибутов. Дуализму Спиноза противопоставляет монистический тезис об одной-единственной, притом абсолютной божественной субстанции — природе. Что же касается многообразных природных явлений, то они, по учению Спинозы, являются модусами субстанции, её состояниями. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет Бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Гилозоизм Спинозы состоит в том, что он считал, что не только органической (живой) природе, но и всей природе в целом (следовательно и неорганической, неживой) присущи жизнь и сознание т.к. сознание является атрибутом субстанции.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Зачтено __________________ (подпись преподавателя)

Не зачтено ________________ (подпись преподавателя)

Рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание «Таблица»

Вариант № ___11___ Задание № ___3___

Таблица 1

1. Философия эпохи Возрождения 2. Философия эпохи Просвещения 3. Научная революция и философия XVII в.
     

 

1. Вольтер «Философские письма».

2. Ж.-Ж. Руссо «Исповедь».

3. Гелиоцентризм.

4. Г.В. Лейбниц «Монадология».

5. проблема общественного прогресса.

6. Т. Мор «Утопия».

7. Ж. О. де Ламетри «Человек-машина».

8. пантеизм.

9. механистическая картина мира.

10. Т. Гоббс «Левиафан».

11. лозунг «Назад к природе!».

12. Д. Дидро «Письмо слепым в назидание зрячим».

13. Р. Декарт «Рассуждения о методе».

14. Ш. Монтескье «О духе законов».

15. рационализм и эмпиризм.

16. Н. Макиавелли «Государь».

17. М. де Монтень «Опыты».

18. Дж. Бруно «О бесконечности, вселенной и мирах».

19. Атеизм.

20. выработка научной методологии.

21. Данте Алигьери «Божественная комедия».

22. проблема субстанции.

 

Таблица 2

1. Философские идеи эпохи Возрождения 2. Философские идеи периода Реформация 3. Философские идеи в европейской философии XVII – XVIII вв.
     

1. М. Лютер «К христианскому дворянству немецкой нации».

2. «идолы познания» Ф. Бэкона.

3. критика церковно-обрядного понимания спасения.

4. Дж. Пико дела Мирандола «Речь о достоинстве человека».

5. требование замены авторитета церкви авторитетом Библии.

6. критика теории врожденных идей.

7. Р. Декарт «Рассуждения о методе».

8. Дж. Беркли «Трактат о принципах человеческого познания».

9. теологическая неортодоксальность.

10. атропоцентризм, гуманизм и индивидуализм.

11. Пантеизм.

12. Дж. Локк «Опыт о человеческом разуме».

13. «Мыслю, следовательно, существую».

14. «Знание – сила!».

15. «Быть – значит быть воспринимаемым».

16. Данте «Божественная комедия».

17. Ж. Кальвин «Наставления в христианской вере».

18. идея подчинения природы человеку.

19. учение об автономии совести.

20. утопический коммунизм.

 

Таблица 3

1. Гуманизм 2. Натурфилософия 3. Социальная философия
1.Н. Кузанский: «Природа погружается в Бога, сохраняющего свою обособленность от мира». 4. Пантеизм: Бог есть мировое целое, которое везде и нигде 5. Ценность человека – в его уникальности     9. Данте «Божественная комедия».   10. Т. Мор «Утопия».   14. «Человек рожден свободным – а между тем он в оковах» (Руссо). 18. «Индивид должен стать соразмерен своей сущности» (М. де Монтень).   19. Ж. Кондорсе «Эскиз исторической картины человеческого разума».     2. Г. Галилей о необходимости экспериментального изучения сил природы и их математическом описании. 6. Т. Кампанелла «Город Солнца». 7. Достоинство личности – в свободе человека. 13. Дж. Бруно «О бесконечности, Вселенной и мирах».   16. Концепция существования бесчисленного множества миров. 3. Концепции естественного права и общественного договора Дж. Локка.   8. Источник государственной власти – народ (Дж. Локк). 11. Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника 12. Теория разделения властей.   15. Идеи о естественном и гражданском состоянии общества (Т. Гоббс). 17. «Цель политики – власть» (Н. Макиавелли).

 

1. Н. Кузанский: «природа погружается в Бога, сохраняющего свою обособленность от мира».

2. Г. Галилей о необходимости экспериментального изучения сил природы и их математическом описании.

3. концепции естественного права и общественного договора
Дж. Локка.

4. пантеизм: Бог есть мировое целое, которое везде и нигде.

5. ценность человека – в его уникальности.

6. Т. Кампанелла «Город Солнца».

7. достоинство личности – в свободе человека.

8. источник государственной власти – народ (Дж. Локк).

9. Данте «Божественная комедия».

10. Т. Мор «Утопия».

11. гелиоцентрическая система мира Н. Коперника.

12. теория разделения властей.

13. Дж. Бруно «О бесконечности, Вселенной и мирах».

14. «Человек рожден свободным – а между тем он в оковах» (Руссо).

15. идеи о естественном и гражданском состоянии общества (Т. Гоббс).

16. концепция существования бесчисленного множества миров.

17. «Цель политики – власть» (Н. Макиавелли).

18. «Индивид должен стать соразмерен своей сущности» (М. де Монтень).

19. Ж. Кондорсе «Эскиз исторической картины человеческого разума».

 

Таблица 4

1. Эмпиризм 2. Сенсуализм 3. Рационализм
     

 

1. Ф. Бэкон.

2. Р. Декарт.

3. чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности.

4. Г. Лейбниц.

5. Дж. Локк.

6. Б. Спиноза.

7. интеллектуальная интуиция.

8. дедукция.

9. Индукция.

10. источники познания – практический опыт и эксперимент.

11. источник идей – чувственный опыт.

12. Т. Гоббс.

13. знание – результат воздействия идей на органы чувств.

14. с помощью логики выводятся истинные утверждения из тех, истинность которых уже доказана.

15. чувственный опыт нас обманывает.

16. наибольшее сомнение вызывает знание, полученное с помощью органов чувств.

 

Таблица 5

1. Английское Просвещение 2. Французское Просвещение 3. Немецкое Просвещение
     

1. Дж. Локк «Мысли о воспитании».

2. Ж. Ламетри «Естественная история души».

3. «Люди не рождаются, а становятся такими, какие они есть»
(К. Гельвеций).

4. успехи в объяснении природных явлений, выработка юридического мировоззрения, анализ природы социально-политических, этических и педагогических явлений.

5. Г. Лессинг «Воспитание человеческого рода».

6. Дж. Толанд «Христианство без тайн».

7. концепция естественной религии.

8. Э. Кондильяк «Трактат об ощущениях».

9. Ж. Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума».

10. Д. Дидро «Мысли об объяснении природы».

11. П. Гольбах «Система природы» («Библия материализма»).

12. И.Г. Гердер «Идеи к философии истории человечества».

13. «Человек – по природе доброе и хорошее существо» (Ж.-Ж. Руссо).

14. Ш. Монтескье «О духе законов».

15. Главная причина неудач человека – «в недостатке морального сознания» («ранний» И. Кант).

16. философия свободы И. Фихте.

17. успехи в понимании человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности.

18. А. Шефтсбери о сущности нравственности как гармоничного сочетания индивидуальных и общественных склонностей.

19. вторая половина XVII в.

20. XVIII в.

21. конец XVIII в.

 

Таблица 6

1. Р. Декарт 2. Б. Спиноза 3. Г. Лейбниц
     

 

1. принцип сомнения.

2. модусы.

3. «истины разума» и «истины факта».

4. «Этика».

5. дуализм.

6. мыслящая и протяженная субстанции.

7. единственная субстанция – Бог или природа.

8. «Богословско-политический трактат».

9. дедуктивный метод.

10. онтологический плюрализм.

11. монады.

12. пантеизм.

13. онтологический монизм.

14. «Мыслю, следовательно, существую».

15. интеллектуальная интуиция.

16. «Рассуждение о методе, чтобы правильно направлять свой разум и отыскать истину в науке» (1637).

17. «Новые опыты о человеческом разуме».

18. «Монадология».

19. учение о врожденных идеях.

 

Таблица 7

 

1. Д. Локк 2. Г. Лейбниц 3. Т. Гоббс
     

 

1. «Монадология».

2. (1646 – 1716).

3. «Основы философии».

4. деизм.

5. врожденных идей не существует.

6. «Опыт о человеческом разуме».

7. учение о разделении властей (на законодательную, исполнительную и федеративную).

8. (1588 – 1679).

9. человек человеку – волк.

10. человек – это совокупность частиц, двигающихся по законам механики.

11. рационализм в теории познания.

12. необходимость заключения общественного договора каждого с каждым.

13. каждая монада – зеркало Вселенной.

14. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

15. человек – это «чистая доска» («tabula rasa»).

16. «Новая система природы».

17. «Трактаты о государственном правлении».

18. онтологический плюрализм.

19. (1632 – 1704).

Таблица 8

 

1. Вольтер 2. Ж.-Ж. Руссо 3. П. Гольбах
     

 

1. лозунг «Назад к природе!».

2. «Система природы» («Библия материализма»).

3. утверждение: «Свобода возможна в условиях полного равенства граждан».

4. утверждение: «Главная причина неравенства – возникновение частной собственности».

5. утверждение: «Выбор религии должен определяться народным большинством».

6. утверждение: «Человек – по природе доброе и хорошее существо».

7. концепция общественного договора.

8. «Об общественном договоре».

9. резкая критика религии, но также атеизма и материализма.

10. фатализм, отрицание случайности.

11. утверждение: «Культура противоположна природе».

12. деизм.

13. «Философские письма».

14. утверждение: «Природа есть причина всего».

15. «Трактат о метафизике».

16. утверждение необходимости веры в бессмертие души.

17. сенсуализм.

18. атеизм.

 

Таблица 9

1. Н. Макиавелли 2. Т. Мор 3. Т. Кампанелла
       

 

1. «Утопия».

2. утверждение: «Все люди – индивидуалисты и эгоисты».

3. политический строй должен быть устроен на принципах выборности и старшинства.

4. утверждение: «Для достижения цели допустимо использование варварских средств».

5. семья должна быть основана не столько на родственных, сколько на производственных началах.

6. «Город Солнца».

7. сатирическая картина социального уклада Англии.

8. упразднение собственности и семьи.

9. руководство государством со стороны учено-жреческой касты (теократическое управление).

10. утверждение: «Основа государственности – сила».

11. развитие науки, просвещения и трудового воспитания.

12. «Государь» («Правитель»).

13. распределение благ – по потребности.

14. утверждение: «Государь не должен требовать любви, должен внушать страх и не вызывать ненависти».

15. наиболее тяжелые работы должны выполнять преступники.

16. учение о «двойном» откровении – природы и Священного писания.

17. равенство потребления, обобществление производства и труда.

18. утверждение: «Фортуну (судьбу – случай) можно обмануть и использовать в государственных интересах».

 

Таблица 10

1. Гуманизм и антропоцентризм Возрождения 2. Пантеизм натурфилософии Возрождения 3. Гелиоцентризм Возрождения
     

 

1. астрономия Н. Коперника.

2. Эразм Роттердамский.

3. Пико делла Мирандола.

4. высшее начало бытия – тождество противоположностей (единого и бесконечного).

5. амоценность человеческой индивидуальности.

6. Н. Коперник «О вращениях небесных сфер».

7. «Природа – Бог в вещах» (Д. Бруно).

8. устои нравственности – веротерпимость, лояльность, доброжелательность (М. де Монтень).

9. борьба с фанатизмом, невежеством, насилием, лицемерием.

10. человек – творец самого себя и господин над природой.

11. мировая душа – имманентная самой природе жизненная сила, придающая природе самостоятельность.

12. Данте Алигьери.

13. разносторонность как идеал человека.

14. Бог – бесконечный максимум, приближенный к природе как к ограниченному максимуму (Н. Кузанский).

15. критика Г. Галилеем аристотелевско-птолемеевской традиции.

16. Ф. Петрарка.

17. бесконечность природы и бесконечное множество миров Вселенной (Д. Бруно).

18. эстетический подход к проблеме человека.

 

Зачтено ________________ (подпись преподавателя)

Не зачтено _____________ (подпись преподавателя)

Рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПисок Литературы

1. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л.М. Баткин. – М., 1989.

2. Гарэн, Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн. – М., 1986.

3. Горфункель, А.Ф. Томмазо Кампанелла / А.Ф. Горфункель. – М., 1969.

4. Горфункель, А.Ф. Философия эпохи Возрождения / А.Ф. Горфункель. – М, 1980.

5. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения /
под ред. Л.М. Брагиной. – М., 1999.

6. Кузнецов, В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения /
В.Н. Кузнецов. – М., 1965.

7. Лазарев, А.В. Становление философского познания Нового времени / А.В. Лазарев. – М., 1987.

8. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. Лосев. – М., 1998.

9. Момджян, Х.Н. Французское Просвещение XVIII века / Х.Н. Момджян. – М., 1973.

10. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVIII в. / И.С. Нарский. – М., 1973.

11. Осиновский, И.Н. Томас Мор / И.Н. Осиновский. – М., 1985.

12. Ревякина, Н.В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV – первой половины XV в. / Н.В. Ревякина. – Новосибирск, 1975.

13. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVII вв. / В.В. Соколов. – М., 1996.

14. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М., СПб., 1997.

15. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М, 1991. – С. 301 – 326.

16. Гайденко, П.П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) / П.П. Гайденко. – М., 1985.

17. Заиченко, Г. Локк / Г. Заиченко. – М., 1988.

18. Кузнецов, В.Н. Франсуа Мари Вольтер / В.Н. Кузнецов. – М., 1978.

19. Хоркхаймер, М. Диалектика Просвещения / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. – М., СПб., 1997.

20. Кузнецов, В.Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. – М., 1986.

21. Лазарев, А.В. Становление философского сознания Нового времени /
А.В. Лазарев. – М., 1987.

22. Матвиевская, Г.П. Рене Декарт / Г.П. Матвиевская. – М., 1976.

23. Мотрошилова, Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII – XVIII вв. / Н.В. Мотрошилова. – М., 1969.

24. Нарский, И.С. Западноевропейская философия XVIII в. / И.С. Нарский. – М., 1973.

25. Соколов, В.В. Европейская философия XV – XVIII вв. / В.В. Соколов. – М., 1984.

26. Шашкевич, П.Ф. Эмпиризм и рационализм в философии нового времени / П.Ф.Шашкевич. – М., 1976.