Мультиатрибутивная модель товара Жан-Жака Ламбена

Ж. Ж. Ламбен в своей работе "Стратегический маркетинг" определяет товар как "совокупность атрибутов", обеспечивающих покупателю "ядерную услугу", то есть базовую функциональную ценность или полезность и ряд дополнительных вторичных качеств или полезностей, которые способствуют улучшению или подкреплению ядерной услуги.

Дополнительные услуги могут быть:

1. необходимые;

2. добавленные.

Необходимые услуги определяются вариантом производства ядерной услуги (комфортностью, экономичностью, отсутствием шума) и всем тем, что сопровождает ядерную услугу (упаковка, поставка, условия платежа, послепродажное обслуживание). Атрибуты могут иметь физическую природу (мощность, габариты), экономическую, а также эстетическую и эмоциональную. Цена является важным, но не решающим атрибутом.

Добавленные услуги не связаны с ядерной услугой, товар обеспечивает их в качестве дополнительных.

Покупатели, по мнению Ж. Ж. Ламбена, оценивают атрибуты на основе степени значимости каждого и степени их воспринимаемого присутствия в оцениваемом товаре, то есть процесс отбора и сравнения товаров является многоэтапным. Потребитель первоначально сравнивает воплощение базовых функций, затем необходимые дополнительные услуги, а далее добавленные услуги.

Блочная модель (5Р+1S)

Блочная модель является развитием одной из первых моделей представления коммерческих товара "3Р", композиция которой кроме характеристик собственно товара включала цену и место продажи. Позже было включено продвижение, продавцы и покупатели товара, то есть стало "5Р" (Рис. 5.3.)

Рис. 5.3. Блочная модель товара (5Р+1S)

 

Сервис (1S) стал рассматриваться как самостоятельная характеристика, предлагающая дополнительную полезность потребителю, а не в качестве составляющей характеристики товара.