Анализ технического уровня и качества продукции.

Под качеством продукции понимают совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. В ходе анализа рассчитываются обобщающие, индивидуальные, косвенные показатели качества.

Обобщающий показатель характеризует качество всей произведенной продукции. К ним относятся:

а) удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске:

Объем сертифицированной продукции

Уд. вес сертиф. прод. = Общий объем выпуска продукции

б) уровень обновления продукции:

Объем новой продукции

Общий объем выпуска продукции

в) удельный вес экспортированной продукции;

г) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

По продукции, качество которой характеризуется сортом, рассчитывается удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме производства.

Индивидуальные показатели качества характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность, эстетичность качества.

Косвенные показатели – штрафы за некачественную продукцию и ее возврат, удельный вес потерь от брака в общем объеме продукции и другие.

При анализе брака изучают его динамику по абсолютной сумме. Рассчитывают потери от брака:

П = ОП *dбр. ,

где ОП – объем продукции;

П – потери;

dбр. удельный вес брака, доля окончательного брака.

Под конкурентоспособностью понимают способность продукции находить сбыт на рынке при наличии изделий аналогов. Если продукция приносит стабильную прибыль, то ее можно считать конкурентной. Основным признаком качества конкурентоспособности является рост объема продаж. Для анализа принимают показатель конкурентоспособности:

величина данного параметра изделия предприятия

Кксп = величина параметра базовой модели и анализа

Т.к. отдельные параметры неравнозначны для итоговой оценки конкурентоспособности, то каждому параметру присваивают определенный бал и долю этого параметра в общей оценке. После этого рассчитывают сводную оценку качества по изделию:

(балл каждого параметра * доля)

Кк с изд. = общая сумма баллов баз. модели

В ходе оценки конкурентоспособности оценивают положение товара на определенном рынке, рассчитывают долю рынка, контролируемого этой фирмой и сравнивают с конкурентными.