Расчет передачи с зацеплением Новикова на контактную прочность?
Планетарные зубчатые передачи. Устройство передачи и расчет на прочность
Передачи, имеющие зубчатые или фрикционные колеса с перемещающимися осям, называют планетарными. Эти подвижные колёса подобно планетам Солнечной системы вращаются вокруг своих осей и одновременно перемещаются вместе с осями, совершая плоское движение, называются они сателлитами (лат. satellitum – спутник). Подвижные колёса катятся по центральным колёсам (их иногда называют солнечными колёсами), имея с ними внешнее, а с корончатым колесом внутреннее зацепление. Оси сателлитов закреплены в водиле и вращаются вместе с ним вокруг центральной оси.
Наиболее распространена зубчатая однорядная планетарная передача (рис.60). Она состоит из центрального колеса 1 с наружными зубьями, неподвижного (центрального) колеса 2 с внутренними зубьями и водила на котором закреплены оси планетарных колес g (или сателлитов).
Рис.60. Планетарная передача
Водило вместе с сателлитами вращается вокруг центральной оси, а сателлиты обкатываются по центральным колесам и вращаются вокруг своих осей, совершая движения, подобные движению планет. При неподвижном колесе 2 движение передается от колеса 1 к водилу h или наоборот.
Планетарную передачу, совершаемую подвижными звеньями (оба иентральных колеса и водило), называют дифференциалом. С помощью дифференциала одно движение можно разложить на два или два движения сложить в одно: от колеса 2 движение можно передавать одновременно колесу 1 и водилу h или от колес 1 и 2 к водилу g и т. д. Планетарную передачу успешно применяют в транспортном машиностроении, станкостроении, приборостроении.
Достоинства и недостатки планетарных передач.
Основное достоинство — широкие кинематические возможности, позволяющие использовать передачу в качестве редуктора коробки скоростей, передаточное число в которой изменяется путем поочередного торможения различных звеньев, и как дифференциальный механизм.
- Планетарный принцип позволяет получать большие передаточные числа (до тысячи и больше) без применения многоступенчатых передач.
- Эти передачи компактные и имеют малую массу. Переход от простых передач к планетарным позволяет во многих случаях снизить их массу в 4 раза и более.
- Сателлиты в планетарной передаче расположены симметрично, а это снижает нагрузки на опоры (силы в передаче взаимно уравновешиваются), что приводит к снижению потерь и упрощает конструкцию опор.
- Эти передачи работают с меньшим шумом, чем обычные зубчатые и имеют более лёгкое управление и регулирование скорости;
- Имеют малый шум вследствие замыкания сил в механизме.
Основные недостатки: повышенные требования к точности изготовления и монтажа (для обеспечения сборки планетарных передач необходимо соблюдать условие соосности (совпадение геометрических центров колёс); условие сборки (сумма зубьев центральных колёс кратна числу сателлитов) и соседства (вершины зубьев сателлитов не соприкасаются друг с другом); резкое снижение КПД передачи с увеличением передаточного отношения.
Передаточное отношение.
Для определения передаточного отношения планетарной передачи используется метод Виллиса — метод останова водила.
Передаточное отношение планетарной передачи (см. рис. 60)
(33)
где и — угловые скорости колес 1 и 2 относительно водила h; и — числа зубьев этих колес.
Для реальной планетарной передачи (колесо 2 закреплено неподвижно, колесо 1 — ведущее, водило h ведомое) при из формулы (36) получим
или
(34)
Для однорядной планетарной передачи , для многоступенчатых , для кинематических передач .Чем больше передаточное отношение планетарной передачи, тем меньше КПД (0,99...0,1).
Расчет на контактную прочность зубьев планетарных передач проводится по аналогии с расчетом обыкновенных зубчатых передач отдельно для каждого зацепления (см. рис.60): пара колес 1—g (внешнее зацепление) и g—2 — (внутреннее). Для таких передач достаточно рассчитать только внешнее зацепление, так как модули и силы в зацеплениях одинаковые, а внутреннее зацепление прочнее внешнего.
Проектировочный расчет планетарной передачи на контактную усталость активных поверхностей зубьев проводится по следующей формуле:
(35)
где d1 — делительный диаметр ведущего звена (шестерни), мм; Kd = 78 МПа — вспомогательный коэффициент (рассматриваются стальные прямозубые колеса); T2 — вращающий момент на шестерне, Нмм; — коэффициент нагрузки (см. табл.4); — коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки среди сателлитов; — передаточное отношение; — коэффициент длины зуба (ширины колеса); — допускаемое контактное напряжение, МПа.
При расчете планетарных передач выбор числа зубьев колес зависит не только от передаточного отношения , но и от условий собираемости передач. При этом сумма зубьев центральных колес должна быть кратной числу сателлитов (лучше 3).