Конические зубчатые передачи. Устройство и основные геометрические и силовые соотношения
Зубчатую передачу с пересекающимися осями, у которой начальные и делительные поверхности колес конические, называют конической.
Коническая передача состоит из двух конических зубчатых колес (рис. 45) и служит для передачи вращающего момента между валами с пересекающимися осями под углом . Наиболее распространена в машиностроении коническая передача с углом между осями Z=900 (рис. 47), но могут быть передачи и с . Колеса конических передач. выполняют с прямыми (рис. 46, а), косыми (рис. 46, б), круговыми зубьями (рис. 46, в).
Рис. 45. Коническая прямозубая передача
Рис. 46. Конические зубчатые колеса: а — колесо с прямыми зубьями;
б — колесо с косыми зубьями; в — колесо с круговыми зубьями
Рис. 47. Геометрические параметры конических зубчатых колес
Рис. 48. Гипоиднаяя передача
Передачу с коническими колесами для передачи вращающего момента между валами со скрещивающимися осями называют гипоидной (рис. 48). Эта передача находит применение в автомобилях.
По стоимости конические передачи дороже цилиндрических при равных силовых параметрах. Их применение диктуется только необходимостью передавать момент при пересекающихся осях валов. Передаточное число одной пары .
Вершины начальных и делительных конусов конической передачи находятся в точке пересечения осей валов О (рис. 50). Высота и толщина зубьев уменьшаются по направлению к вершинам конусов. Геометрические параметры конической передачи (рис. 47 и 50):
АОВ — делительный конус шестерни;
ВОС — делительный конус колеса;
АО1В — делительный дополнительный конус шестерни;
ВО2С — делительный дополнительный конус колеса;
— угол делительного конуса шестерни;
— угол делительного конуса колеса;
de[ — внешний делительный диаметр шестерни;
de2 — то же, колеса;
d1 — средний делительный диаметр шестерни;
d2 — то же, колеса;
b — ширина зубчатого венца (длина зуба);
Re — внешнее делительное конусное расстояние (или длина дистанции).
Рис. 50. Коническая прямозубая передача
Передаточное число конической передачи определяется так:
В конической передаче может быть бесчисленное множество делительных окружностей. Для расчета в машиностроении принимают внешнюю и среднюю делительные окружности (см. рис. 47).
Из условия, что в конической передаче модуль и делительный связаны теми же соотношениями, что и в цилиндрических передачах, т.е. d=mz (рис.51), определяют внешний de и средний dm делительные метры:
где те — внешний окружной модуль; тт — средний окружной модуль.
Рис. 51. Зуб конического колеса
Внешний окружной модуль обычно выбирают из стандартного ряда(см. табл. 3). Округление внешнего модуля до стандартного значения не является обязательным требованием. Этот модуль называют производственным и по его значению определяют все геометрические параметры зубчатыхколес (задают размеры зубьев на внешнем торце, на котором удобнопроизводить измерения).
Средний окружной модуль т рассчитывают в зависимости от внешнегоокружного модуля те. По среднему окружному модулю производят расчет передачи на прочность при изгибе.
Рис. 52
Зависимость между те и тт в конической передаче.
Из рис. 3.51 ,где (из ). Отсюда .
Умножив левую и правую части равенства на два, получим . Разделив левую и правую части равенства на , получим
или
Геометрические соотношения размеров прямозубой конической передачи с эвольвентным профилем зуба. Согласно рис. 53 внешний диаметр вершин зубьев
внешний диаметр впадин зубьев
Длина зуба (ширина венца) [ при условии и ,где — средний делительный диаметр шестерни].
Рис. 53. Геометрия прямозубой конической передачи
Ориентировочно длина зуба может быть выбрана также в зависимости от внешнего делительного конусного расстояния Re:
.
Таблица 17. Геометрические параметры прямозубой конической передачи
Параметр, обозначение | Расчетные формулы |
Внешний окружной модуль | |
Средний окружной модуль | |
Внешний диаметр вершин зубьев | |
Внешний делительный диаметр | |
Внешний диаметр впадин зубьев | |
Высота зуба | |
Высота головки зуба | |
Высота ножки зуба | |
Окружной шаг | |
Окружная толщина зуба | |
Окружная ширина впадины | |
Радиальный зазор | |
Ширина зубчатого венца | |
Внешнее делительное конусное расстояние | |
Угол делительного конуса шестерни | |
колеса |
Силы в зацеплении прямозубой конической передачи. В рассматриваемой передаче действует одна сила, обусловленная давлением зуба шестерни на зуб колеса. Эта сила для удобства расчетов раскладывается на 3 составляющие: окружная Ft, радиальная Fr и осевая Fa.
С учетом геометрических соотношений в конической передаче по нормали к зубу действует сила Fn1 (рис. 54). Эту силу разложим на две составляющие: и . В свою очередь разложим на и . Запишем:
; ; .
Осевая сила на шестерне численно равна радиальной силе на колесе.
Рис. 54. Силы в зацеплении прямозубой конической передачи
Рис.55
Рис. 56