Модуль является основной характеристикой размеров зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым.
Линейную величину, в раз меньшую окружного шага зубьев, называют окружным модулем зубьев и обозначают т:
.
Размеры цилиндрических прямозубых колес вычисляют по окружному модулю, который называют расчетным модулем зубчатого колеса, или просто модулем; обозначают буквой т. Модуль измеряют в миллиметрах. Модули стандартизованы (табл. 3).
Таблица 3. Стандартные значения модулей
1-й ряд | 2-й ряд | 1-й ряд | 2-й ряд | 1-й ряд | 2-й ряд | 1-й ряд | 2-й ряд |
1,125 | 3,5 | ||||||
1,25 | 1,375 | 4,5 | |||||
1,5 | 1,75 | 5,5 | |||||
2,25 | |||||||
2,5 | 2,75 | 8. |
Примечание. При назначении модулей первый ряд значений следует предпочитать второму.
Ниже приведены определения остальных параметров зацепления.
Начальная окружность — каждая из взаимокасающихся окружностей зубчатых колес передачи, принадлежащая начальной поверхности данного зубчатого колеса.
Начальные окружности являются сопряженными, т.е. это понятие относится к паре колес, находящихся в зацеплении (к передаче). При изменении межосевого расстояния начальные диаметры тоже соответственно изменяются, так как равно сумме радиусов этих окружностей. Таким образом, у пары колес, находящихся в зацеплении, может быть сколько угодно начальных окружностей, в то время как для отдельно взятого зубчатого колеса понятие начальной окружности вообще лишено смысла.
По делительному диаметру d окружные шаги соответствуют стандартному модулю т. Для цилиндрических прямозубых колес, например, или .
Основными называются окружности, по которым развертываются эвольвенты, очерчивающие профили зубьев.
Окружностями выступов и впадин называются окружности, ограничивающие вершины и впадины зубьев.
Линией зацепления называется геометрическое место точек контакта зубьев в зацеплении. В эвольвентном зацеплении линия зацепления - прямая, нормальная к профилю зубьев в полюсе зацепления и касательная к основным окружностям.
Углом зацепления называется угол между линией зацепления и перпендикуляром к линии центров.
Углом наклона спирали зубьев косозубых шестерен называется угол между осью зуба и образующей делительного цилиндра или конуса.
Для определения основных параметров зубчатой передачи принимают делительный радиус. Если межосевое расстояние в передаче равно сумме делительных радиусов, то начальные и делительные окружности в этом случае совпадают. В дальнейшем рассматривается именно такой частный случай зацепления.
Высота зуба h — радиальное расстояние между окружностями вершин и впадин зубчатого колеса:
. ??????
Головка зуба — его часть, расположенная между делительной окружностью цилиндрического зубчатого колеса и окружностью вершин зубьев; h — высота головки зуба.
Ножка зуба — часть зуба, расположенная между делительной окружностью и окружностью впадин (высота ножки зуба hf).
Радиальный зазор — расстояние между поверхностями вершин зубьев и впадин шестерни и колеса:
.
Окружная толщина зуба st — расстояние между разноименными профилями зуба по дуге концентрической окружности зубчатого колеса.
Ширина венца b — наибольшее расстояние между торцами зубьев цилиндрического зубчатого колеса по линии, параллельной его оси.
Межосевое расстояние — расстояние между осями зубчатых колес передачи.
Рис. 16 Рис.17