Ситуации успеха.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологические самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различаются успех и ожидания личности. Выделяют три вида.

Предвосхищаемый спех. В основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо. Чудес, как известно, на свете не бывает. На пустом месте успех родиться не может.

Констатируемый успех. Фиксирует достижения, радуется ему. Важно, что он состоялся, что он сделал отличное настроение, дал возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день.

Обобщающий успех. Ожидание успеха становится постепенно устойчивой потребностью. С одной стороны, это благо. Это состояние уверенности, защищенности, опоры на самого себя. С другой - опасность переоценить свои возможности, успокоится. Успех всегда имеет две стороны. Одна - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Другая - коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична.

Радость успеха может носить сугубо личный, даже интимный характер, если он может радоваться своими достижениями, "про себя", не считаясь с мнением других. Радость, разделенная с другими, становится не одной, а многими радостями. В этом смысле слово "разделенная" правильно было бы заменить на "умноженная". Итак, давайте обобщим все эти понятия и выделим четко, что такое ситуация успеха с психологической, педагогической и социально-педагогической точки зрения.

С социально-психологической точки зрения - это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или даже превосходят ожидания.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности так и коллектива в целом. В.А.Сухомлинский считал, что "ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь педагога, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать,что открытие сделано с подачи учителя…радость успеха может померкнуть".

С психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремиться, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

ВЫВОД: Закономерности процесса воспитания: влияние факторов активности самого ребенка; активности действий педагога; опора на актуальные потребности ребенка; соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности.