Психологические барьеры, их причины и формы проявления.
Психологи - гуманисты считали, что человек живет ради самоактуализации и творчества. Процесс самоактуализации имеет свою динамику, и человек, достигая той или иной ступени, должен сверять содержание с поставленной целью. Отклонения от нее он преодолевает, корректируя намеченный ориентир. Для достижения новых качеств, человек должен превзойти себя, преодолеть психологические барьеры. Еще К.Д.Ушинский отметил наличие барьеров в деятельности. По его мнению, деятельный человек – тот, кто преодолевает преграды. Р.Х. Шакуров рассматривает барьеры в связи с потребностями. Если потребность сильная, то могут возникнуть страх, паника, ярость, отчаяние, депрессия, кризис. Появляются тормозящий и блокирующие барьеры. Если потребность не слишком сильная, возникает фрустрация, а значит тревога, протест или покорность. Если не удовлетворяется слабая потребность, человек беспокоится, огорчается.
Классификация психологических барьеров разнообразна: внешние, внутренние; трудовые, игровые, учебные; религиозные, экологические, семейные, эмоциональные, познавательные, профессиональные, коммуникативные и др.
Психологический барьер - используемые действия, неадекватные новым ситуациям. Когда-то такие действия приносили положительные результаты, но в данный момент они могут вызывать ошибки, трудности, сбои. Необходимо преодоление, чтобы перейти на новый этап развития. Психологические барьеры необходимы, т.к. приводят к преодолению отрицательных влияний среды или самой личности.
Когда школьники считают требования педагога чрезмерными, возникает смысловой барьер. Можно выделить несколько типов смыслового барьера.
· Барьер самоутверждения. Мальчик защищает себя в драке. Это способ самоутверждения. Мальчик может согласиться с тем, что драка приводит к плохим последствиям, хотя продолжит драться для самоутверждения.
· Барьер по форме предъявления. Мотив смещается не на деятельность, а на форму предъявления. Ребенок говорит: «А почему она ко мне все время придирается?»
· Дифференцированный барьер. Возникает по отношению к несправедливым педагогам. Требования же других воспринимаются спокойно.
· Часто повторяющийся барьер. Возникает на фоне частых неудач в школе. Учение считает, что замечания «опять об одном и то же», и уклоняется от выполнения требований.
· Связанный с несогласованностью личности и деятельности детей и педагогов. Учитель запрещает курить, а сам курит.
· Барьер разнонаправленных требований. Появляется в результате одинаковой значимости противоположных или неодинаковых требований. Например, педагог требует придти на уборку, а в это время кружок.
Причины смыслового барьера:
· частое предъявление требования при отсутствии контроля выполнения;
· ситуативное предъявление требования;
· разное отношение педагогов к поступкам детей;
· влияние взаимоотношений с учителем на понимание требований;
· взаимное несоответствие некоторых личностных особенностей школьников. Например, реальные успехи ниже возможностей, уровень притязаний не соответствует уровню достижений – отсюда возникает желание что-то доказать, предъявляемые требования вызывают раздражение, слезы, упреки в адрес несправедливых учителей.
Часто смысловой барьер приводит к аффекту неадекватности. Это отрицание требований взрослых при высокой неадекватной самооценке. Школьник начинает конфликтовать с учителями, родителями, одноклассниками. Причины возникновения:
· высокие авансы, раздаваемые детям;
· престижная мотивация вместо познавательной;
· незаслуженно высокие оценки, поставленные не за процесс деятельности, а за результат;
· высокий уровень притязаний, не соответствующий результатам деятельности;
· желание обратить на себя внимание;
· отрицательные черты характера, сформировавшиеся на основе сочетаний свойств нервной системы (ученику кажется, что к нему несправедливо относятся).
Если аффект неадекватности преодолевается, то он играет стимулирующую роль, если он не преодолевается и остается, то тормозит процесс развития личности.