A B C D E F

Архитектура ПК

Под архитектурой ЭВМ понимается совокупность сведений об основных устройствах компьютера и их назначении, о способах представления программ и данных в машине, об особенностях организации и функционирования компьютера.

В состав архитектуры или конфигурации компьютера входят три компонента:

· аппаратная конфигурация (или Hardware);

· программная конфигурация (или Software):

· данные пользователя.

Очень часто решение одних и тех же задач может обеспечиваться как аппаратными, так и программными средствами. В среднем аппаратные решения оказываются дороже, зато реализация программных решений требует более высокой квалификации персонала.

1.1. Основы кодировки данных

Системы счисления, бит.

В повседневной жизни мы используем десятичную систему счисления. В ней имеется 10 цифр: 0, 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Самое древнее счетное устройство – это пальцы человека, от 10 пальцев и произошла десятичная система счисления.

А в ЭВМ используется двоичный или машинный код, с использованием двух цифр: 1 и 0 (компьютер и ЭВМ это слова-синонимы). Для применения в ЭВМ десятичная система слишком сложна. Теоретически и экспериментально доказано, что самым эффективным является кодирование информации минимальным набором символов, а минимум – это двоичная система, цифры 0 и 1. В зависимости от поставленной задачи, двоичные цифры можно представлять по-разному: 0 или 1, + или –, True (истина) или False (ложь), черное или белое и т. п.

Физически в компьютере все данные записаны в виде последовательности двух электрических сигналов. Одному приписывают значение 1, другому 0. Компьютер работает с очень длинными последовательностями из 0 и 1, ничего другого в ЭВМ не обрабатывается. Человек с такими длинными двоичными цепочками работать не в состоянии.

На носителях данных это будет последовательность участков с двумя разными свойствами:для жесткого диска это будут разная намагниченность, для компакт-диска – разный цвет, для флэш-карты - разный электрический заряд и т.д.

Шестнадцатеричная система счисления используется для программирования. Она облегчает труд программистов: вместо четырех однообразных нулей и единиц ставится одна 16-ричная цифра. Выглядит эта система следующим образом:

A B C D E F

То есть, цифры с 10 по 15 обозначаются буквами. 16-ричную систему можно наблюдать, если добраться до записи любого файла в программных кодах.

Наименьшей единицей измерения информации в двоичной системе являетсябит.Информации меньшей, чем один бит, в двоичной системе счисления не существует.

Одним битом описывается выбор между двумя равновозможными состояниями: 0 или 1, + или –, True (истина) или False (ложь) и т. п. Главное условие – чтобы один вариант не имел никаких преимуществ перед другим.

Кодировка информации, байт.[1]

С помощью бита можно описать два варианта. Но это очень мало. Представьте себе язык, в котором всего два слова. Для того чтобы «слов» появилось больше, нужно объединять биты в группу и называть (кодировать) что-то группой битов.

При объединении двух битов получается 4 варианта: 00, 01, 10, 11. При объединении трех битов получается 8 вариантов: 000, 001, 010, 100, 011, 101, 110, 111. Математика (теория соединений) дает следующую формулу для подсчета числа вариантов размещения двоичных цифр (независимых кодов) в заданном числе групп (разрядов):

N = 2M

Где N – число независимых вариантов (кодов);

М – число битов, объединенных в группу (число разрядов).

Если же мы возьмем другую систему счисления, то там вместо двойки будет стоять основание данной системы счисления. Например, для десятичной системы будет:

N = 10M

Сколько в десятичной системе может быть трехзначных чисел? N = 103 = 1000. Действительно в интервале от 000 до 999 существует 1000 вариантов.

В компьютере для кодировки используется стандартное объединение: 8 бит объединяются в один байт.

В компьютере биты объединяются в байт для того же, для чего в человеческом языке буквы объединяются в слова: чтобы иметь возможность именовать объекты и явления окружающей среды. Только в отличие от естественных языков, компьютерное «слово» – байт имеет всегда одну и ту же, стандартную длину: 8 «букв» – бит.

Объединение битов в байты настолько важно, что величина компьютерных файлов измеряется именно в байтах, а не в битах. А вот при передаче данных по сети смысл передаваемых сообщений не имеет значения. И скорость передачи данных измеряют в бит/сек.

С помощью одного стандартного байта, или 8-разрядного кодирования можно получить 256 вариантов размещения нулей и единиц, поскольку 28 = 256

Для кодировки информации часто требуется существенно большее число независимых кодов. Технически это осуществляют объединением уже не битов, а байтов. Как исключение, используют полбайта, но не менее.

 

Таблица 1. Число независимых кодов, получающихся при объединении нескольких байт.

 

Байт Разрядов (бит) Независимых кодов
28 = 256
216 = 65 536 ≈ 65,5 тысяч
224 = 16 777 216 ≈ 16,8 миллионов
232 = 4 294 967 296 ≈ 4,3 миллиарда

Важно понять и запомнить, что при объединении байтов число созданных независимых кодов получается не с помощью сложения, а с помощью умножения. Для двух байтов получается не 256 + 256 = 512 кодов, а 256 х 256 = 65536 кодов.

Примеры различных кодировок.

Одним байтом кодируются символы стандартной клавиатуры. 256 кодов хватает для описания аппаратных команд, символов стандартной английской клавиатуры и национальных систем кодировки (в России это кириллица).[2]

Двумя байтамикодируются символы текста в кодировке Unicode. Получается свыше 65 тысяч независимых кодов, и в это множество можно сместить символы всех существующих на Земле алфавитов (причем около 70% этого множества занимают китайские иероглифы) плюс различные служебные обозначения (азбука Морзе, штрих-коды, шрифт Брайля, для слепых и пр.).

Тремя байтамикодируется цвет в цветовой модели RGB(Red, Green, Blue). Она используется для описания цвета в большинстве электронных устройств: мониторах и телевизорах, сканерах, цифровой фото- и видеоаппаратуре (практически везде кроме принтеров и других печатных устройств). Везде имеются невидимые невооруженным глазом пиксели красного, синего и зеленого цвета, и для каждого из трех цветов можно установить 256 уровней яркости. Таким образом можно создать 2563 или около 17 миллионов цветов. Человек столько цветовых оттенков различить не может, но таковы правила описания цвета в компьютере.[3]

Четырьмя байтамиописывается IP-адрескомпьютера, находящегося в сети Интернет. Таким образом, в современном Интернете одновременно может находиться не более 4 миллиардов 300 миллионов компьютеров. Столько зарезервировано адресов в Глобальной сети. А без адреса компьютер не сможет ни передать, ни получить информацию, то есть его в сети не будет.

Производные от байта величины ¾ килобайт, мегабайт, гигабайт и т.д.

В таблице 2 представлены десятичные приставки и множители, принятые в Международной системе единиц

Наименование Значение Греческое наименование
численное словесное
Кило- 103 тысяча  
Мега- 106 миллион большой
Гига- 109 миллиард гигантский
Тера- 1012 триллион чудовищный
Пета- 1015 квадрилльон  
Мили- 10-3    
Микро- 10-6    
Нано- 10-9    
Пико- 10-12    

 

Таким образом, «кило» – единица измерения, которая в тысячу раз больше исходной, «гига» - в миллиард раз больше исходной, а «нано» - в миллиард раз меньше исходной. 103, 106, 109, 1012 – разница между единицами, имеющими названия, всегда составляет 3 порядка.

Однако у килобайта есть отличие от килограмма или километра. В 1 Кбт не 1000, а 210 байт или 1024 байт.

1 Кб = 1024 байт.

То есть, берут ближайшую к тысяче степень двойки. Потому что в компьютере используется двоичная система счисления. Если там допустить десятичную систему счисления, то очень сильно упадет производительность, и компьютер зависнет.

Аналогично 1Мбт = 210 Кбт или 1024 Кбт или 1048576 байт;

1 Гбт = 210 Мбт. или 1024 Мбт или 1073741824 байт.

Можно заметить, что с ростом величины различие между двоичной и десятичной системами нарастает. На уровне тысячи разница составляет 2,4%, на уровне миллиона – около 4,9%, а на уровне миллиарда – уже 7,4%. Обычно об этой разнице в несколько процентов забывают, но бывают случаи, когда учитывать данные различия необходимо.

1.2. Нанотехнологии.

Согласно определению, нанотехнологиями называются технологии работы с объектами, размер которых хотя бы в одном измерении не превышает 100 нанометров.

В нанотехнологиях размер объектов измеряется в нанометрах (нм). 1 нм = 10-9 м. То есть это одна миллиардная часть метра (см. таблицу 2).

Это не обязательно компьютерные технологии. Например, получено много поверхностей с ультратонкими слоями в несколько атомов, которые обладают уникальными свойствами: одни химически инертны, другие обладают очень низким трением, на третьих не задерживается грязь. Существуют тонкие и очень прочные нанонити, наночастицы, в которых, как в закрытой банке, можно хранить газы (водород). И множество других наноструктур с уникальными свойствами.

Таким образом, приставка «нано» означает не новое или современное, а очень небольшое по размеру.

Современные нанотехнологии позволяют создавать элементарные ячейки микрочипов размером порядка 100 нанометров. Из таких ячеек построены электрические схемы различных микрочипов (микросхем). В одной ячейке хранится элементарный квант информации: двоичный 0 или двоичная 1. Сейчас имеется несколько стандартов для элементарных ячеек микросхем:

· 130 нм – хорошо освоенная, даже устаревшая технология;

· 40 нм – современная технология;

· 18 нм – перспективная, осваиваемая технология.

Радиус атома кремния, из которого в основном состоят микрочипы, равен 0,13 нанометров. Получается, что в микросхеме по технологии 130 нм отдельная ячейка имеет объем 500х500х500 атомов. А 40 нм будет соответствовать 150х150х150 атомов.

К микросхемам, где используются нанотехнологии, относятся процессор и другие чипы материнской платы, оперативная память, флэш-память и многие другие устройства компьютера. Именно нанотехнологии позволяют создавать устройства с производительностью в несколько миллиардов операций в секунду, с объемом памяти в триллионы байт.

Такие устройства имеют очень сложную структуру, они состоят из миллиардов элементов, имеющих разветвленные связи друг с другом. Человеку не под силу детально спроектировать такую структуру – только общие принципы архитектуры и взаимодействие достаточно крупных блоков. А создание конкретных структурных единиц осуществляется автоматически, с использованием промышленных роботов.

Причем воспроизвести современные, достаточно сложные микрочипы давно уже практически невозможно. Легче создать собственные микросхемы, пригодные для решения поставленных задач. Так, в 80-х годах прошлого века компанией Intel были разработаны для использования в ПК процессоры марки 286. Их технические характеристики были в сотни раз хуже современных процессоров, но для того времени это была самая передовая техника.

И вот одна тайваньская фирма захотела создать копию этого процессора. Копирование проводили следующим образом: срезали очень тонкий микрослой, сканировали открывшуюся структуру, потом срезали новый слой, сканировали и так далее. Операцию проводили в 3-х плоскостях, при сопоставлении слоев получилась точная объемная копия процессора. На эту работу пришлось затратить около 5 лет, а за это время Intel разработала сначала 386-е процессоры, а затем 486-е. Посмотрели тайваньские специалисты на 486 процессор, и поняли, что на расшифровку его структуры потребуется около 20 лет. А за это время расшифрованная структура безнадежно устареет. То есть работа лишается смысла.

Еще одна интересная особенность: для создания микрочипов не требуется значительного количества дорогих, дефицитных материалов. Основной материал, из которого состоят чипы – это кремний. Плюс небольшие количества добавок для создания нужного типа проводимости. А кремний является одним из самых распространенных элементов на нашей планете: песок, камень, земля обычно содержат 20-45 масс% кремния.

Берут песок, выделяют из него чистый кварц (оксид кремния, SiO2), затем кремний. Из кремния вытягивают монокристаллы, это совершенные кристаллы, не имеющие дефектов. Монокристаллы режут, получая заготовки для производства чипов. А песок можно найти в избытке везде: в Калифорнии, Сингапуре и любом другом месте.

А дальше создают структуру процессоров и прочих микрочипов, внося на микроучастки точно дозированные количества микропримесей. Таким путем получают диоды, транзисторы, конденсаторы, сопротивления и прочие компоненты электрической схемы, имеющие наноразмеры.

К сожалению, в компьютерных технологиях за десятки лет разработки по многим позициям достигли физических пределов, диктуемых законами природы. Сейчас ведется работы по поиску принципиально новых элементов вычислительной техники, которые позволят работать с отдельными атомами, и даже внутри атома, что обеспечит радикальное повышение производительности.

1.3. Аппаратные платформы

Совместимость по аппаратной платформе означает, что компьютеры состоят из узлов и приборов, которые имеют одинаковую систему команд и кодировки данных, и потому могут быть взаимозаменимы. Хотя это и не обязательно – если устройства сильно отличаются по техническим характеристикам, то одно на другое заменить нельзя. А вот для разных аппаратных платформ все составные части полностью различны и несовместимы.